Поносов современные философские проблемы техники и технических наук

Первый авторПоносов Ф. Н.
ИздательствоФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Страниц325
ID632132
АннотацияУчебное издание предназначено аспирантам и соискателям ученой степени кандидата наук для подготовки к экзамену кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки», студентам, обучающимся по программам подготовки магистра и бакалавра, научным работникам и всем заинтересованным читателям.
УДК101:62(075.8)
ББК87:3я73

Поносов, Ф.Н. Современные социально-философские проблемы техники и технических наук [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ф.Н. Поносов .— Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016 .— 325 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/632132

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Ф.Н. Поносов СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК Учебное пособие Ижевск ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА 2016 1 УДК 101: 62 (075.8) ББК 87 : 3Я73 П 56 Учебное издание разработано в соответствии с требованиями программы экзаменов кандидатского минимума «История и философия науки» («Философия науки)», одобренной Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России и утверждённой приказом Минобразования России от 17. <…> Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от 23.12.2016 г. Рецензенты: Г.М. Тихонов – доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова; С.Н. Уваров – кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА Поносов, Ф. <…> НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ ОБЩЕСТВА. <…> СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………. <…> Этика науки как глобальная проблема XXI века………………………. <…> КРИТЕРИИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД……………………………………. <…> ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ: СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ………………………………………. <…> Системно-интеграционные тенденции в современных научно-технических дисциплинах………………………………………156 ТЕМА 8. <…> ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОНЯТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И СЕМЕЙСТВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН <…>

Современные_социально-философские_проблемы_техники_и_технических_наук.pdf

УДК 101: 62 (075.8)
ББК 87 : 3Я73
П 56
Учебное издание разработано в соответствии с требованиями программы
экзаменов кандидатского минимума «История и философия науки» («Философия
науки)», одобренной Президиумом Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования России и утверждённой приказом Минобразования
России от 17. 02. 2004 г. № 697.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от 23.12.2016 г.
Рецензенты:
Г.М. Тихонов – доктор философских наук, профессор
ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова;
С.Н. Уваров – кандидат исторических наук, доцент
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Поносов, Ф.Н.
П 56 Современные социально-философские проблемы техники и технических
наук : учебное пособие / Ф.Н. Поносов.– Ижевск : ФГБОУ ВО
Ижевская ГСХА, 2016. – 325 с.
Учебное издание предназначено аспирантам и соискателям ученой степени
кандидата наук для подготовки к экзамену кандидатского минимума по
дисциплине «История и философия науки», студентам, обучающимся по программам
подготовки магистра и бакалавра, научным работникам и всем заинтересованным
читателям.
УДК 101: 62 (075.8)
ББК 87 : 3Я73
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016
© Поносов Ф.Н., 2016
2

Стр.2

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…6
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ.
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ……..9
1. Основные проблемы философии науки………………………………10
2. Понятие техники. Предмет философии техники……………………..11
3. Специфика технического знания………………………………………17
4. Структура философии техники как науки………………………….…19
ТЕМА 2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА
УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ ОБЩЕСТВА.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ И
ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ………………………………………………….…24
1. Научно-технический прогресс (НТП) и научно-техническая политика
общества………………………………………………………………..24
2. Основные цели и принципы государственной научно-технической
политики……………………………………………………….………27
3. Социокультурные проблемы передачи технологий и внедрения инноваций.
Сопротивление нововведениям……………….……………35
4. Инновации и государственная поддержка науки в современной
России…………………………………………………………………..46
ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ,
ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИКИ КАК
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ТЕХНИКИ………52
1. Оценка техники……………………………………………………………..52
2. Современный этап развития инженерной деятельности
и проектирования, необходимость социальной оценки техники………54
3. Проблема управления прогрессом науки и техники, комплексной оценки
последствий развития техники……………………………………………56
4. Моральная оценка техники………………………………………………..60
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМНЫХ И КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ТЕХНИКЕ. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
И СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ
СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ………………………………………………………………69
1. Развитие системных и кибернетических представлений в технике….…69
2. Системные инженерные исследования……………………………………72
3. Системное проектирование…………………………………………..……75
4. Системотехническое проектирование……………………………….……76
5. Социотехническое проектирование. Техническое изделие в социальном
контексте……………………………………………………………………78
ТЕМА 5. ЭТИКА УЧЁНОГО И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРОЕКТИРОВЩИКА: ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, МОРАЛЬНЫЕ И
ЮРИДИЧЕСКИЕ ИХ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРОБЛЕМЫ
ГУМАНИЗАЦИИ И ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ……….82
1. Этика науки как глобальная проблема XXI века…………………………82
2. Проблема ответственности учёного………………………………………87
3. Принципы профессиональной ответственности учёных………………..91
4. Социальная ответственность учёных………………………………….….96
3

Читайте также:  Какие фрукты кушать при поносе

Стр.3

5. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники………104
ТЕМА 6. КРИТЕРИИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОГРЕССА В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ:
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ И СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД……………………………………..…115
1. Научно-технический прогресс и экономический рост в обществе.
Сущность научно-технического прогресса……………………………..115
2. Научно-технический прогресс и развитие общества……………………121
3. Научно-техническая революция: сущность и закономерности………..126
4. Научно-технический прогресс и сценарный подход……………………130
5. Кризис цивилизации. Концепции пределов роста и устойчивого
развития……………………………………………………………………135
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ:
СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ……………………………………….…149
1. Техническая теория и её особенности……………………………..……149
2. Философия и научная теория. Теория и эксперимент…………………152
3. Системно-интеграционные тенденции в современных
научно-технических дисциплинах………………………………………156
ТЕМА 8. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ:
ПОНЯТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И СЕМЕЙСТВА
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ,
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………….….…164
1. Понятие научно-технической дисциплины…………………………..…164
2. Особенности неклассических научно-технических дисциплин……….169
3. Различия современной и классической научно-технических
дисциплин…………………………………………………………………176
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ТЕХНИКА, ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ
ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. НАУЧНАЯ
ТЕХНИКА И ТЕХНИКА НАУКИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА………180
1. Природа и техника……………………………………………………..…180
2. Естественное и искусственное во взаимоотношениях человека
и природы………………………………………….………………………186
3. Специфика сельскохозяйственного производства и используемой
в нем техники……………………………………………………………188
4. Технологические особенности производства и переработки
сельскохозяйственной продукции………………………………………196
.ТЕМА 10. СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ИХ ОТНОШЕНИЕ
К ЕСТЕСТВЕННЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ И МАТЕМАТИКЕ.
ПЕРВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ КАК ПРИКЛАДНОЕ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.
СПЕЦИФИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК………………201
1. Технические науки и прикладное естествознание……………….…….201
2. Взаимодействие технических и общественных наук………………..…207
3. Отношение технических наук к естественным наукам и математике…210
4. Основные типы технических наук………………………………………214
4

Стр.4

ТЕМА 11. СПЕЦИФИКА СООТНОШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
И ЭМПИРИЧЕСКОГО В ТЕХНИЧЕСКИХ НАУКАХ. ОСОБЕННОСТИ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СИНТЕЗА ЗНАНИЙ В
ТЕХНОЗНАНИИ…………………………………………………………………216
1. Структура теоретического познания………………………….…………216
2. Структура эмпирического познания…………………………………….219
3. Специфика соотношения теоретического и эмпирического
в технических науках, особенности теоретико-методологического
синтеза знаний в технических науках……………………………………220
ТЕМА 12. ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: СПЕЦИФИКА СТРОЕНИЯ,
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЗНАНИЯ…….233
1. Понятие технической теории……………………………………………233
2. Структура технической теории и специфика технического знания.
Формирование технической теории…………………………………..…235
3. Техническая теория и информационные технологии…………….…….236
4. Общенаучная теория и её специфика……………………………………248
ТЕМА 13. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И
ТЕХНИКИ. ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО
РАССМОТРЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ………………….……258
1. Концепции взаимоотношения науки и техники…………………..……258
2. Наука как форма общественного сознания. История и методология
науки………………………………………………………………………263
3. Классификация наук………………………………………………………268
4. Современные общенаучные и философские проблемы взаимоотношения
науки и техники……………………………………………………………275
ТЕМА 14. ОБРАЗЫ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ: ТРАДИЦИОННАЯ
И ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРЫ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ
И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ: АПОЛОГИЯ И КУЛЬТУРКРИТИКА
ТЕХНИКИ………………………………………………………………………..287
1. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры…..288
2. Философское осмысление техники в эпоху Ренессанса и Нового
времени, выработка новой “философии” техники………………….…299
3. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и
культуркритика техники …………………………………………..…305
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…311
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………….……………313
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………..…319
5

Стр.5

Источник

Âîçíèêíîâåíèå íàóêè, ñòàäèè åå èñòîðè÷åñêîé ýâîëþöèè. Ñòðóêòóðà íàó÷íîãî çíàíèÿ. Íàóêà êàê ñîöèàëüíûé èíñòèòóò. Ñîâðåìåííûå ôèëîñîôñêèå ïðîáëåìû òåõíèêè è òåõíè÷åñêèõ íàóê. Ðàçðàáîòêà ñèñòåì óïðàâëåíèÿ ñóäîâ ñ êîëåñíûì äâèãàòåëüíî-ðóëåâûì êîìïëåêñîì.

ÐóáðèêàÔèëîñîôèÿ
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ13.05.2015
Ðàçìåð ôàéëà84,7 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • Ãëàâà 1. Îñíîâû ôèëîñîôèè íàóê
  • 1.1 Íàóêà â êóëüòóðå ñîâðåìåííîé öèâèëèçàöèè
  • 1.2 Âîçíèêíîâåíèå íàóêè, îñíîâíûå ñòàäèè åå èñòîðè÷åñêîé ýâîëþöèè
  • 1.3 Ñòðóêòóðà íàó÷íîãî çíàíèÿ
  • 1.4 Íàóêà êàê ñîöèàëüíûé èíñòèòóò
  • Ãëàâà 2. Ñîâðåìåííûå ôèëîñîôñêèå ïðîáëåìû òåõíèêè è òåõíè÷åñêèõ íàóê
  • 2.1 Ôèëîñîôèÿ òåõíèêè è ìåòîäîëîãèÿ òåõíè÷åñêèõ íàóê
  • 2.2 Òåõíèêà êàê ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ åñòåñòâîçíàíèÿ
  • 2.3 Åñòåñòâåííûå è òåõíè÷åñêèå íàóêè
  • 2.4 Îñîáåííîñòè ïîëíîïîãðóæíûõ ãðåáíûõ êîëåñ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

ôèëîñîôñêàÿ ïðîáëåìà òåõíè÷åñêàÿ íàóêà

Ìàòåìàòè÷åñêèå íàóêè âî âñåì èõ îáúåìå. Ëîãè÷åñêèå íàóêè ïî÷òè âñåöåëî. Íàó÷íûå ôàêòû â èõ ñèñòåìå, êëàññèôèêàöèè è ñäåëàííûå èç íèõ ýìïèðè÷åñêèå îáîáùåíèÿ – íàó÷íûé àïïàðàò, âçÿòûé â öåëîì.

Âñå ýòè ñòîðîíû íàó÷íîãî çíàíèÿ – åäèíîé íàóêè – íàõîäÿòñÿ â áóðíîì ðàçâèòèè, è îáëàñòü, èìè îõâàòûâàåìàÿ, âñå óâåëè÷èâàåòñÿ”. Ïðè ýòîì, ñîãëàñíî Âåðíàäñêîìó, âî-ïåðâûõ, íîâûå íàóêè âñåöåëî ïðîíèêíóòû ýòèìè ýëåìåíòàìè è ñîçäàþòñÿ “â èõ âñåîðóæèè”; âî-âòîðûõ, íàó÷íûé àïïàðàò ôàêòîâ è îáîáùåíèé â ðåçóëüòàòå íàó÷íîé ðàáîòû ðàñòåò íåïðåðûâíî â ãåîìåòðè÷åñêîé ïðîãðåññèè. Â-òðåòüèõ, æèâîé, äèíàìè÷íûé ïðîöåññ òàêîãî áûòèÿ íàóêè, ñâÿçûâàþùèé ïðîøëîå ñ íàñòîÿùèì, ñòèõèéíî îòðàæàåòñÿ â ñðåäå ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, ÿâëÿåòñÿ âñå ðàñòóùåé ãåîëîãè÷åñêîé ñèëîé, ïðåâðàùàþùåé áèîñôåðó â íîîñôåðó – ñôåðó ðàçóìà. Ñ òî÷êè çðåíèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ñóáúåêòà è îáúåêòà íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ, íàóêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ ÷åòûðå íåîáõîäèìûõ êîìïîíåíòà â èõ åäèíñòâå.

Читайте также:  Смекта при поносе когда поможет

Ñóáúåêòíàóêè – êëþ÷åâîé ýëåìåíò íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ – îòäåëüíûé èññëåäîâàòåëü èëè íàó÷íîå ñîîáùåñòâî, êîëëåêòèâ, â êîíå÷íîì ñ÷åòå – îáùåñòâî â öåëîì. Ñóáúåêòû íàóêè èññëåäóþò ðàçëè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ, ñâîéñòâà, ñòîðîíû è îòíîøåíèÿ ìàòåðèàëüíûõ è äóõîâíûõ îáúåêòîâ. Ïðè ýòîì íàó÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü òðåáóåò ñïåöèàëüíîé ïîäãîòîâêè ïîçíàþùåãî ñóáúåêòà, â õîäå êîòîðîé îí îñâàèâàåò èñòîðè÷åñêèé è ñîâðåìåííûé åìó êîíöåïòóàëüíûé ìàòåðèàë, ñóùåñòâóþùèå ñðåäñòâà è ìåòîäû íàó÷íîãî èññëåäîâàíèÿ.

Îáúåêòíàóêè – ïðåäìåòíàÿ îáëàñòü íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ, òî, ÷òî èìåííî èçó÷àåò äàííàÿ íàóêà èëè íàó÷íàÿ äèñöèïëèíà, âñå òî, íà ÷òî íàïðàâëåíà ìûñëü èññëåäîâàòåëÿ.

Ïðåäìåòíàóêè â øèðîêîì ñìûñëå – ýòî íåêîòîðàÿ îãðàíè÷åííàÿ öåëîñòíîñòü, âûäåëåííàÿ èç ìèðà îáúåêòîâ â ïðîöåññå ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ëèáî êîíêðåòíûé îáúåêò, âåùü â ñîâîêóïíîñòè ñâîèõ ñòîðîí, ñâîéñòâ è îòíîøåíèé. Ñèñòåìà ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ äàííîé íàóêè èëè íàó÷íîé äèñöèïëèíû è îáóñëîâëåííûõ ñïåöèôèêîé èõ ïðåäìåòîâ.

ßçûêíàóêè – ñïåöèôè÷åñêàÿ çíàêîâàÿ ñèñòåìà – êàê åñòåñòâåííûé ÿçûê, òàê è èñêóññòâåííûé (çíàêè, ñèìâîëû, ìàòåìàòè÷åñêèå óðàâíåíèÿ, õèìè÷åñêèå ôîðìóëû è ò.ï.).

Êðîìå òîãî, â ñòðóêòóðå âñÿêîãî íàó÷íîãî çíàíèÿ ñóùåñòâóþò ýëåìåíòû, íå óêëàäûâàþùèåñÿ â òðàäèöèîííîå ïîíÿòèå íàó÷íîñòè: ôèëîñîôñêèå, ðåëèãèîçíûå ïðåäñòàâëåíèÿ; ïñèõîëîãè÷åñêèå ñòåðåîòèïû, èíòåðåñû è ïîòðåáíîñòè; èíòåëëåêòóàëüíûå è ñåíñîðíûå íàâûêè, íå ïîääàþùèåñÿ âåðáàëèçàöèè è ðåôëåêñèè; ïðîòèâîðå÷èÿ è ïàðàäîêñû; ëè÷íûå ïðèñòðàñòèÿ è çàáëóæäåíèÿ. Êàê ðàçâèâàþùàÿñÿ ñèñòåìà çíàíèÿ, íàóêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ äâà îñíîâíûõ óðîâíÿ – ýìïèðè÷åñêèé è òåîðåòè÷åñêèé. Èì ñîîòâåòñòâóþò äâà âçàèìîñâÿçàííûõ, íî â òî æå âðåìÿ ñïåöèôè÷åñêèõ âèäà ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè – ýìïèðè÷åñêîå (îïûòíîå) è òåîðåòè÷åñêîå (ðàöèîíàëüíîå) èññëåäîâàíèÿ – äâåîñíîâîïîëàãàþùèåôîðìûíàó÷íîãîïîçíàíèÿ, à òàêæå ñòðóêòóðíûå êîìïîíåíòû è óðîâíè íàó÷íîãî çíàíèÿ. Îáà ýòè âèäà èññëåäîâàíèÿ îðãàíè÷åñêè âçàèìîñâÿçàíû è ïðåäïîëàãàþò äðóã äðóãà â öåëîñòíîé ñòðóêòóðå íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ.

Ýìïèðè÷åñêîåèññëåäîâàíèå íàïðàâëåíî íåïîñðåäñòâåííî íà îáúåêò è îïèðàåòñÿ íà äàííûå íàáëþäåíèÿ è ýêñïåðèìåíòà. Íà ýòîì óðîâíå ïðåîáëàäàåò ÷óâñòâåííîå ïîçíàíèå êàê æèâîå ñîçåðöàíèå. Çäåñü ïðèñóòñòâóþò ðàöèîíàëüíûé ìîìåíò è åãî ôîðìû (ïîíÿòèÿ, ñóæäåíèÿ è ò.ï.), íî îíè èìåþò ïîä÷èíåííîå ïîëîæåíèå. Ïîýòîìó íà ýìïèðè÷åñêîì óðîâíå èññëåäóåìûé îáúåêò îòðàæàåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ñî ñòîðîíû ñâîèõ âíåøíèõ ñâÿçåé è ïðîÿâëåíèé, äîñòóïíûõ æèâîìó ñîçåðöàíèþ. Ïîìèìîíàáëþäåíèÿèýêñïåðèìåíòàâýìïèðè÷åñêîìèññëåäîâàíèèïðèìåíÿþòñÿòàêèåñðåäñòâà,êàêîïèñàíèå,ñðàâíåíèå,èçìåðåíèå,àíàëèç,èíäóêöèÿ. Âàæíåéøèì ýëåìåíòîì ýìïèðè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ è ôîðìîé íàó÷íîãî çíàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ôàêò – ñèíîíèì ïîíÿòèÿ “èñòèíà”, ðåàëüíîå ñîáûòèå, ðåçóëüòàò – â ïðîòèâîïîëîæíîñòü âûìûøëåííîìó

Êàê îòìå÷àë Í. Áîð, íè îäèí îïûòíûé ôàêò íå ìîæåò áûòü ñôîðìóëèðîâàí ïîìèìî íåêîòîðîé ñèñòåìû ïîíÿòèé.  ñîâðåìåííîé ìåòîäîëîãèè íàóêè ñóùåñòâóþò äâå ïîëÿðíûå òî÷êè çðåíèÿ â ïîíèìàíèè ïðèðîäû ôàêòà – ôàêòóàëèçì, êîòîðûé ïîä÷åðêèâàåò àâòîíîìíîñòü è íåçàâèñèìîñòü ôàêòîâ ïî îòíîøåíèþ ê ðàçëè÷íûì òåîðèÿì, è òåîðåòèçì, íàïðîòèâ, óòâåðæäàþùèé, ÷òî ôàêòû ïîëíîñòüþ çàâèñÿò îò òåîðèè è ïðè ñìåíå òåîðèé ïðîèñõîäèò èçìåíåíèå âñåãî ôàêòóàëüíîãî áàçèñà íàóêè. Âåðíîå ðåøåíèå ïðîáëåìû ñîñòîèò â ïðèçíàíèè òîãî, ÷òî íàó÷íûé ôàêò, îáëàäàÿ òåîðåòè÷åñêîé íàãðóçêîé, îòíîñèòåëüíî íåçàâèñèì îò òåîðèè, ïîñêîëüêó â ñâîåé îñíîâå îáóñëîâëåí ìàòåðèàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòüþ.  íàó÷íîì ïîçíàíèè ñîâîêóïíîñòü ôàêòîâ îáðàçóåò ýìïèðè÷åñêóþ îñíîâó äëÿ âûäâèæåíèÿ ãèïîòåç è ñîçäàíèÿ òåîðèé. Çàäà÷åé íàó÷íîé òåîðèè ÿâëÿåòñÿ îïèñàíèå ôàêòîâ, èõ îáúÿñíåíèå, à òàêæå ïðåäñêàçàíèå ðàíåå íåèçâåñòíûõ. Ôàêòû èãðàþò áîëüøóþ ðîëü â ïðîâåðêå, ïîäòâåðæäåíèè è îïðîâåðæåíèè òåîðèé: ñîîòâåòñòâèå ôàêòàì – îäíî èç ñóùåñòâåííûõ òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ ê íàó÷íûì òåîðèÿì. Ðàñõîæäåíèå òåîðèè ñ ôàêòîì ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñóùåñòâåííûé íåäîñòàòîê òåîðåòè÷åñêîé ñèñòåìû çíàíèÿ. Âìåñòå ñ òåì, åñëè òåîðèÿ ïðîòèâîðå÷èò îäíîìó èëè íåñêîëüêèì îòäåëüíûì ôàêòàì, íåò îñíîâàíèé ñ÷èòàòü å¸ îïðîâåðãíóòîé, òàê êàê ïîäîáíîå ïðîòèâîðå÷èå ìîæåò áûòü óñòðàíåíî â õîäå ðàçâèòèÿ òåîðèè èëè óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ýêñïåðèìåíòàëüíîé òåõíèêè.

Òåîðåòè÷åñêîåèññëåäîâàíèå ñâÿçàíî ñ ñîâåðøåíñòâîâàíèåì è ðàçâèòèåì ïîíÿòèéíîãî àïïàðàòà íàóêè è íàïðàâëåíî íà âñåñòîðîííåå ïîçíàíèå ðåàëüíîñòè â åå ñóùåñòâåííûõ ñâÿçÿõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ. Äàííûé óðîâåíü íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðåîáëàäàíèåì ðàöèîíàëüíûõ ôîðì çíàíèÿ – ïîíÿòèé, òåîðèé, çàêîíîâ è äðóãèõ ôîðì ìûøëåíèÿ. ×óâñòâåííîå ïîçíàíèå êàê æèâîå ñîçåðöàíèå çäåñü íå óñòðàíÿåòñÿ, à ñòàíîâèòñÿ ïîä÷èíåííûì (íî î÷åíü âàæíûì) àñïåêòîì ïîçíàâàòåëüíîãî ïðîöåññà. Òåîðåòè÷åñêîå ïîçíàíèå îòðàæàåò ÿâëåíèÿ è ïðîöåññû ñî ñòîðîíû èõ óíèâåðñàëüíûõ âíóòðåííèõ ñâÿçåé è çàêîíîìåðíîñòåé, ïîñòèãàåìûõ ñ ïîìîùüþ ðàöèîíàëüíîé îáðàáîòêè äàííûõ ýìïèðè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ.

Ïðîáëåìà – ýòî ôîðìà òåîðåòè÷åñêîãî çíàíèÿ, ñîäåðæàíèåì êîòîðîé âûñòóïàåò òî, ÷òî åùå íå ïîçíàíî ÷åëîâåêîì. Ïîñêîëüêó ïðîáëåìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âîïðîñ, âîçíèêàþùèé â õîäå ïîçíàâàòåëüíîãî ïðîöåññà, îíà ÿâëÿåòñÿ íå çàñòûâøåé ôîðìîé íàó÷íîãî çíàíèÿ, à ïðîöåññîì, âêëþ÷àþùèì â ñåáÿ äâà îñíîâíûõ ìîìåíòà – ïîñòàíîâêó è ðåøåíèå. Âåñü õîä ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ïîçíàíèÿ ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåí êàê ïåðåõîä îò ïîñòàíîâêè îäíèõ ïðîáëåì ê èõ ðåøåíèþ, à çàòåì ê ïîñòàíîâêå íîâûõ ïðîáëåì.

Читайте также:  Причина поноса у взрослых зеленого цвета

Ãèïîòåçà – ôîðìà òåîðåòè÷åñêîãî çíàíèÿ, ñòðóêòóðíûé ýëåìåíò íàó÷íîé òåîðèè, ñîäåðæàùèé ïðåäïîëîæåíèå, ñôîðìóëèðîâàííîå íà îñíîâå ôàêòîâ, èñòèííîå çíà÷åíèå êîòîðîãî íåîïðåäåëåííî è íóæäàåòñÿ â äîêàçàòåëüñòâå. Íàó÷íàÿ ãèïîòåçà âñåãäà âûäâèãàåòñÿ äëÿ ðåøåíèÿ êàêîé-ëèáî êîíêðåòíîé ïðîáëåìû ñ öåëüþ îáúÿñíåíèÿ íîâûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ ëèáî óñòðàíåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé òåîðèè è îòðèöàòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ ýêñïåðèìåíòîâ. Ðîëü ãèïîòåç â íàó÷íîì çíàíèè îòìå÷àëè ìíîãèå âûäàþùèåñÿ ôèëîñîôû è ó÷åíûå. Êðóïíûé áðèòàíñêèé ôèëîñîô, ëîãèê è ìàòåìàòèê À. Óàéòõåä ïîä÷åðêèâàë, ÷òî ñèñòåìàòè÷åñêîå ìûøëåíèå íå ìîæåò ïðîãðåññèðîâàòü, íå èñïîëüçóÿ íåêîòîðûõ îáùèõ ðàáî÷èõ ãèïîòåç ñî ñïåöèàëüíîé ñôåðîé ïðèëîæåíèÿ: “Äîñòàòî÷íî ðàçâèòàÿ íàóêà ïðîãðåññèðóåò â äâóõ îòíîøåíèÿõ. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå çíàíèÿ â ðàìêàõ ìåòîäà, ïðåäïèñûâàåìîãî ãîñïîäñòâóþùåé ðàáî÷åé ãèïîòåçîé; ñ äðóãîé ñòîðîíû, îñóùåñòâëÿåòñÿ èñïðàâëåíèå ñàìèõ ðàáî÷èõ ãèïîòåç”.

Òåîðèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàçâèòîé è ñëîæíîé ôîðìîé íàó÷íîãî çíàíèÿ. Äðóãèå ôîðìû íàó÷íîãî çíàíèÿ – çàêîíû íàóêè, êëàññèôèêàöèè, òèïîëîãèè, ïåðâè÷íûå îáúÿñíèòåëüíûå ñõåìû – ãåíåòè÷åñêè ìîãóò ïðåäøåñòâîâàòü ñîáñòâåííî òåîðèè, ñîñòàâëÿÿ áàçó åå ôîðìèðîâàíèÿ.  òî æå âðåìÿ îíè íåðåäêî ñîñóùåñòâóþò ñ òåîðèåé, âçàèìîäåéñòâóÿ ñ íåé â ñèñòåìå íàóêè, è äàæå âõîäÿò â òåîðèþ â êà÷åñòâå å¸ ýëåìåíòîâ.

Ìåòîä (îò ãðå÷. metodos – ïóòü èññëåäîâàíèÿ èëè ïîçíàíèÿ) – ñîâîêóïíîñòü ïðàâèë, ïðèåìîâ è îïåðàöèé ïðàêòè÷åñêîãî è òåîðåòè÷åñêîãî îñâîåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè. Îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ ìåòîäà â íàó÷íîì çíàíèè – âíóòðåííÿÿ îðãàíèçàöèÿ è ðåãóëèðîâàíèå ïðîöåññà ïîçíàíèÿ òîãî èëè èíîãî îáúåêòà.

Ìåòîäîëîãèÿ îïðåäåëÿåòñÿ êàê ñèñòåìà ìåòîäîâ è êàê ó÷åíèå îá ýòîé ñèñòåìå, îáùàÿ òåîðèÿ ìåòîäà.

Òàêèì îáðàçîì, íà îñíîâå ïðèìåíÿåìûõ ìåòîäîâ ïðîèñõîäÿò ïðîòèâîïîëîæíûå ïðîöåññû äèôôåðåíöèàöèè è èíòåãðàöèè íàóê.  òåîðèè íàóêè è ìåòîäîëîãèè íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ ðàçðàáîòàíû ðàçëè÷íûå êëàññèôèêàöèè ìåòîäîâ. Òàê, â òèïîëîãèè íàó÷íûõ ìåòîäîâ, ïðåäëîæåííîé Â.À. Êàíêå, âûäåëåíû:

· èíäóêòèâíûéìåòîä, êîòîðûé ðåãëàìåíòèðóåò ïåðåíîñ çíàíèé ñ èçâåñòíûõ îáúåêòîâ íà íåèçâåñòíûå è òåñíî ñîïðÿæåí ñ ïðîáëåìàòèêîé íàó÷íûõ îòêðûòèé;

· ãèïîòåòèêî-äåäóêòèâíûéìåòîä, îïðåäåëÿþùèé ïðàâèëà íàó÷íîãî îáúÿñíåíèÿ â åñòåñòâîçíàíèè è îñíîâàííûé íà îïðåäåëåíèè ñîîòâåòñòâèÿ íàó÷íûõ ïîíÿòèé ðåàëüíîé ñèòóàöèè;

· àêñèîìàòè÷åñêèéèêîíñòðóêòèâèñòñêèéìåòîäû, îïðåäåëÿþùèå ïðàâèëà ëîãè÷åñêèõ è ìàòåìàòè÷åñêèõ ðàññóæäåíèé;

· ïðàãìàòè÷åñêèéìåòîä, ïðèìåíÿåìûé ïðåèìóùåñòâåííî â ñîöèàëüíî-ãóìàíèòàðíîì çíàíèè ìåòîä ïîíèìàíèÿ (èíòåðïðåòàöèè) ÿâëåíèé, îñíîâàííûé íà óñòàíîâëåíèè öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ ìåæäó èññëåäîâàòåëåì è ìèðîì êóëüòóðû.

Îäíîâðåìåííî íàáëþäåíèå, èçìåðåíèå, ïðàêòè÷åñêèé ýêñïåðèìåíò îòíîñÿòñÿ ê ýìïèðè÷åñêèì ìåòîäàì, êàê è ñîïðîâîæäàþùèå èõ äîêàçàòåëüñòâî èëè âûâåäåíèå ñëåäñòâèé. Òàêèå ìåòîäû, êàê èäåàëèçàöèÿ, ìûñëåííûé ýêñïåðèìåíò, âîñõîæäåíèå îò àáñòðàêòíîãî ê êîíêðåòíîìó, ÿâëÿþòñÿ òåîðåòè÷åñêèìè. Ñóùåñòâóþò ìåòîäû, ïðèñïîñîáëåííûå ïðåèìóùåñòâåííî äëÿ îáîñíîâàíèÿ çíàíèé (ýêñïåðèìåíò, äîêàçàòåëüñòâî, îáúÿñíåíèå, èíòåðïðåòàöèÿ), äðóãèå íàïðàâëåíû íà îòêðûòèå (íàáëþäåíèå, èíäóêòèâíîå îáîáùåíèå, àíàëîãèÿ, ìûñëåííûé ýêñïåðèìåíò).  öåëîì ìåòîäîëîãè÷åñêèå ïîëîæåíèÿ è ïðèíöèïû ñîñòàâëÿþò èíñòðóìåíòàëüíóþ, òåõíîëîãè÷åñêóþ îñíîâó ñîâðåìåííîãî íàó÷íîãî çíàíèÿ.

Èòàê, íàó÷íîå ïîçíàíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îòíîøåíèå ñóáúåêòà è îáúåêòà; îáëàäàåò ñïåöèôè÷åñêèì ÿçûêîì è âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðàçëè÷íûå óðîâíè, ôîðìû è ìåòîäû: ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå (íàó÷íûé ôàêò, íàáëþäåíèå, èçìåðåíèå, ýêñïåðèìåíò); òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå (ïðîáëåìà, ãèïîòåçà, òåîðèÿ).

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ìàòåìàòèêà êàê íàóêà î ñòðóêòóðàõ, ïîðÿäêå è îòíîøåíèÿõ. Ìàòåìàòèçàöèÿ íàó÷íîãî çíàíèÿ êàê ïðîöåññ ïðèìåíåíèÿ ïîíÿòèé è ìåòîäîâ ìàòåìàòèêè â îáëàñòè åñòåñòâåííûõ, òåõíè÷åñêèõ è ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ íàóê. Îñîáåííîñòè ñîçäàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêîé ìîäåëè.

    ðåôåðàò [18,1 K], äîáàâëåí 22.03.2011

  • Íàóêà åñòü ïîñòèæåíèå ìèðà, â êîòîðîì ìû æèâåì. Ñîîòâåòñòâåííî ýòîìó íàóêà îïðåäåëÿåòñÿ êàê ñòðóêòóðà ïî ïðîèçâîäñòâó îáúåêòèâíûõ çíàíèé î ìèðå, âêëþ÷àþùåì è ñàìîãî ÷åëîâåêà. Ýìïèðè÷åñêèé è òåîðåòè÷åñêèé óðîâíè çíàíèÿ. Ôèëîñîôñêèå îñíîâàíèÿ íàóêè.

    ðåôåðàò [43,4 K], äîáàâëåí 17.08.2008

  • Ôèëîñîôèÿ, åå ïðåäìåò, ôóíêöèè è ìåñòî â ñîâðåìåííîé êóëüòóðå. Ïîçíàíèå êàê ïðåäìåò ôèëîñîôñêîãî àíàëèçà. Ñîîòíîøåíèå çíàíèÿ è èíôîðìàöèè. Ìåòîäû è ôîðìû íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ. Ôèëîñîôèÿ íàóêè â XX â. Ãåíåçèñ, ýòàïû ðàçâèòèÿ è îñíîâíûå ïðîáëåìû íàóêè.

    êóðñ ëåêöèé [106,9 K], äîáàâëåí 28.04.2011

  • Ôèëîñîôñêèé îáðàç ñîâðåìåííîé íàóêè. Ìåòîäîëîãèè è ìèðîâîççðåí÷åñêèå èòîãè íàó÷íîãî ðàçâèòèÿ. Ïðîáëåìàòèêà îðèãèíàëüíûõ òåêñòîâ ñîâðåìåííûõ ýïèñòåìîëîãîâ. Ñòðóêòóðà è äèíàìèêà íàó÷íîãî çíàíèÿ. Ïðîáëåìû ïåðåîñìûñëåíèÿ ñîîòíîøåíèÿ íàóêè è ýçîòåðèçìà.

    ó÷åáíîå ïîñîáèå [2,6 M], äîáàâëåí 12.01.2015

  • Îãðàíè÷åííîñòü êîãíèòèâíûõ ðåñóðñîâ êëàññè÷åñêîé íàóêè. Èäåîëîãèÿ, ôèëîñîôñêèå îñíîâàíèÿ è ìåòîäîëîãèÿ ïîñòíåêëàññè÷åñêîé íàóêè. Åñòåñòâåííîíàó÷íàÿ, èíæåíåðíî-òåõíîëîãè÷åñêàÿ ðàöèîíàëüíîñòü. Íàóêà êàê ïîçíàâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, ñîöèàëüíûé èíñòèòóò.

    ðåôåðàò [31,2 K], äîáàâëåí 30.09.2013

  • Ìåòàôèçèêà è ôèçèêà: ñóòü ðàçãðàíè÷åíèé â ïîíèìàíèè ïðèðîäû, èñòîðèÿ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ, ñîâðåìåííûå äîñòèæåíèÿ. Ñòðóêòóðà åñòåñòâîçíàíèÿ, ñèñòåìà ïîíÿòèé è çàêîíû åñòåñòâåííûõ íàóê, ñóùíîñòü êîíöåïöèé, öåëè è íàçíà÷åíèå, ïðàêòè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå.

    ðåôåðàò [28,9 K], äîáàâëåí 20.06.2015

  • Èñõîäíûå ïðåäïîñûëêè ðåøåíèÿ ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ãåîëîãè÷åñêîé ñèñòåìû íàó÷íîãî çíàíèÿ: èñòîðèÿ è ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå, ëîãèêà ìåòîäîëîãèè. Îñíîâíûå ñîñòàâëÿþùèå ãåîëîãè÷åñêîé íàóêè, åå ñòðóêòóðà, îñíîâíûå ïîíÿòèå, ïðîáëåìû è äàëüíåéøèå ïåðñïåêòèâû.

    ðåôåðàò [35,8 K], äîáàâëåí 04.11.2013

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник