Сидеть на горшке понос
27 августа 2018
Аверьянова Света
Немногие родители сталкиваются с такой детской проблемой, как страх перед каканием. Ребенок боится горшка панически, всячески отказывается садиться на него, чтобы опорожнить кишечник. В чем причина фобии и как справиться с психологическим запором, узнаете в этой статье.
Причины возникновения страха
Если ребенок боится ходить в туалет по-большому после серии физиологических запоров, то речь идет о психологической травме. В этом случае причиной фобии стали:
- Боль при затрудненной дефекации. Малыш запомнил неприятные ощущения, не хочет повторения ситуации.
- Жидкий стул. Понос раздражает стенки кишечника, кожу в области ануса. Боль может появиться, если на стенках кишечника, анусе остались незаметные родителям трещинки. В процессе опорожнения кишечника в нормальном режиме они еще ноют, слегка побаливают.
При отсутствии отрицательного опыта какания, то есть сложностей с дефекацией из-за сухого кала, регулярного физиологического запора, виновниками страха перед горшком являются:
- Малыш не хочет ходить в туалет на горшок. Он еще мал и предпочитает делать это в штанишки. Вредность малыши проявляют чаще до 1,5 года, поэтому не стоит приучать младенцев к горшку до этого возраста.
- Стеснительность. Неудачные замечания или шутки по поводу неприятного запаха испражнений, количества кала от родителей, старших детей провоцирует чувство неудобства у малыша.
- Принуждение со стороны взрослых. Длительные высаживания на пластмассовый туалет, настойчивые просьбы писать–какать от взрослых придают процессу негативный оттенок.
- Стрессы. Малыш взволнован жизненными переменами, детскими проблемами в саду, школе. Центральная нервная система дает временный сбой, ребенок протестует.
- Негативные воспоминания, связанные с горшком. Младенец упал когда–то с пластмассового туалета, ушибся. Испуг влечет за собой страх.
- Отсутствие похвалы от родителей за умение не пачкать штанишки. В период приучения малышей к горшку нужно регулярно отмечать каждый успех, хвалить и подстегивать желание вести себя по-взрослому.
Для решения проблемы с каканием на горшок важно выявить причину страха. От этого зависит выбор способов преодоления фобии, тактики поведения родителей.
Если виновником страхов является физиологический запор, вылечите в первую очередь его. Иначе получится замкнутый круг. Малыш испытывает боль – боится какать, не допускает акта дефекации – скапливается кал в прямой кишке, который потом трудно опорожнить. Используйте слабительные, поменяйте режим питания и меню.
Психологический запор лечится другими методами и способами, о которых речь пойдет ниже.
Как справиться с проблемой
Для устранения деликатной трудности родителям придется разобраться в причинах фобий малыша. Составить целостную картину поможет доверительная беседа с ребенком после трех лет, разговоры с воспитателем детского сада, личные наблюдения.
Посмотрите внимательно видео, в котором доктор Комаровский дает простой и действенный совет, как справиться с этой проблемой:
После анализа причин воспользуйтесь проверенными советами опытных родителей, врачей и психологов по решению проблемы, а они точно знают, что делать, если малыш боится какать.
Советы педиатров
- Избавьтесь от физиологического запора. Найдите причину затруднения дефекации и исключите отрицательный фактор из жизни ребенка.
- При необходимости пользуйтесь слабительными, лучше на растительной основе. Это «Дюфалак», «Микролакс».
- При затяжных запорах ставьте клизмы грушей или микроклизмы из аптеки, глицериновые свечи.
- Питайтесь сбалансированно. Включайте в меню клетчатку, кисломолочные продукты, вареные овощи и супы на легком бульоне.
- Исключите из рациона большое количество углеводов. Булки, сухарики, пирожные, конфеты провоцируют запоры.
- Контролируйте питьевой режим. Недостаток воды приводит к затвердеванию каловых масс, физиологическому запору. Давайте пить больше жидкости. Возьмите за правило принимать стакан воды сразу после пробуждения, за 20 минут до еды.
- Подпитывайте кишечник пробиотиками и пребиотиками. Полезная микрофлора заселяет кишечную среду, помогая ЖКТ работать регулярно, избегать сбоев.
- Пейте расслабляющий коктейль перед сном. Кефир, ряженка вместо позднего ужина помогают ЖКТ. Стул утром будет мягким, дефекация — свободной.
- Делайте массаж животика. Это не только полезно, но и приятно. В процессе поглаживания налаживается эмоциональный контакт, можно поговорить с ребенком о страхах, переживаниях. Разубедить бояться или сдерживать позывы в туалет.
- Лечите ранки, трещинки в заднем проходе сразу после появления запоров или поносов. Смазывайте кожу заживляющими кремами, подмывайте ребенка после каждого похода в туалет, чтобы попа не раздражалась и не болела.
- Доктор Комаровский рекомендует родителям не создавать трагическую обстановку дома, если ребенок противится каканию. Нужно давать слабительные, экспериментировать с различными медикаментами, чтобы кал выходил, а не застаивался в кишечнике. Обязательно используйте сироп лактулозы по 1 мл пару дней. Дозу увеличивайте на протяжении 2–3 недель постепенно, доведя до 10 мл в сутки. Малыш сходит по-большому в штанишки или горшок обязательно. Ругать за испачканную одежду нельзя, если покакает куда нужно — хвалите. Со временем ребенок избавится от страха.
- Если непоседа достаточно взрослый, объясните процесс какания и важность этой процедуры. 4–5 летние ребятишки уже многое понимают. Нарисуйте картинку, покажите книжки по физиологии. Подробно расскажите, зачем, как и почему человек ходит в туалет, к чему приводит сдерживание кала, отказ от регулярного посещения туалета.
- Ведите активный образ жизни. Бег, лазание, игры с мячом во дворе стимулируют работу кишечника.
- Соблюдайте режим дня. Строгое соблюдение времени приемов пищи, походов в туалет сделают процедуру дефекации стабильной.
Советы психологов
- Создайте комфортную психологическую обстановку дома. Речь идет не только о туалете. Доверительные, спокойные отношения между родителями, детьми успокаивают психику, уравновешивают состояние. Отсутствие стрессов положительно сказывается на развитии ребенка, привыкании к новому, например горшку.
- Не напоминайте сами, что у малыша был запор, что ему было больно. Не обсуждайте этот вопрос с ребенком или другими взрослыми.
Эта история должна быть забыта. Акцентируйте внимание на успехах, положительных моментах в жизни семьи.
- Превратите поход в туалет в игру. Если вы увидели, что ребеночек хочет покакать, напрягается, поджимает ножки, бегите с ним к горшку. По дороге рассказывайте интересную историю о загадочных героях, которые хотят обогнать ребенка, чтобы первыми занять горшочек. А победитель соревнования получает приз, конфетку. Если крошка успеет первым, то сюрприз достанется ему. Не прекращайте рассказ до тех пор, пока малыш не покакает. Отвлекайте его внимание от процесса дефекации. Пусть это произойдет автоматически.
- Придумайте материальный стимул. Например, испеките волшебное печенье или угостите специальной витаминкой от страха. Обсудите это с малышом. Объясните, что, съев печенку, он станет бесстрашным, перестанет бояться пауков, змей, собак, заодно упомяните о горшке. Делайте это ненавязчиво.
- После серии поносов, запоров, если были болевые ощущения во время дефекации, нужно объяснить малышу, что теперь все наладилось. Недуг ушел. Боль не вернется. Постарайтесь настроить кроху на позитивный лад, чтобы он перестал страдать и бояться.
- Не бойтесь перехвалить. Скупого «Молодец!» при психологическом запоре недостаточно. Хвалите за безрезультатные посиделки на горшке, утвердительный ответ на просьбу сходить в туалет покакать, даже за редкую дефекацию. Создайте подготовительную площадку для будущего успеха.
- Подстройте график какания под время нахождения дома. Эта мера поможет справиться со стеснительностью, неудобством оборудования туалетных комнат в школе или садике.
В домашних условиях ребенок может расслабиться, почувствует себя комфортно.
- В критических ситуациях, при истериках, попытках перетерпеть позывы к дефекации длительное время сходите на прием к психотерапевту. Доктор выпишет успокоительные лекарства, поможет разобраться в причинах испуга, боязни. Психотерапия малыша совместно с родителями приносит положительные результаты в большинстве случаев.
- Не сдерживайте выражение эмоций. Разрешайте ребенку плакать, кричать, выражать агрессию, если на это есть причины. Сдерживание отрицательных эмоций приводит к запорам.
Важно! На устранение психологического запора может понадобиться 2–3 месяца. Не торопитесь получить положительный результат, не подгоняйте ребенка. Наберитесь терпения.
Опыт родителей
- Если боязнь появилась в период адаптации к детском саду, принесите домашний горшок в группу. Попросите воспитателей контролировать процесс дефекации, отнестись к малышу повнимательнее.
- Поддерживайте ребенка психологически. Попробуйте встать на его место.
- Не зацикливайтесь на проблеме. Если спрашивать ребенка по 10 раз на дню о желании покакать, он просто устанет и будет раздражительным, поймет, что ваши мысли заняты только этим. Дотошность родителей приводит к протесту со стороны детей.
- Откровенный разговор по душам. Если кроха разговаривает, расспросите, в чем причина страхов, почему он так категоричен. Найдите решение вместе.
- Купите новый горшок. Старый напоминает о боли из-за запора, о падении или других неприятных моментах.
Если ребенку идет второй годик, пусть выберет туалет в магазине сам.
- Переставьте пластмассовый унитаз в другую комнату. Смена обстановки поможет преодолеть страх.
- Отложите приучение к туалету на некоторое время. Поставьте пластмассовый горшок среди игрушек, пусть станет привычным предметом интерьера.
- Дайте в руки книжку с яркими картинками. Ребенок отвлечется, покакает незаметно для себя.
- Покажите пример. Берите непоседу с собой в туалет или пусть наблюдает за старшими сестрами, братьями. Если возраст подходит, сажайте их на горшок рядом.
- Играйте с горшком. Сажайте кукол, мишек на пластмассовый унитаз. Играйте ими сами, весело смейтесь после фантазийного какания. Хвалите куклу Машу за то, что она не стала терпеть, а сняла штанишки и сделала все дела.
- Придумайте сказку или стишок. Героем фантазии может стать мальчик, девочка, в зависимости от пола вашего ребенка. Придумайте ее сами или возьмите из Сети. Поучительная история о сыне или дочке королевской семьи должна заканчиваться положительно, повествовать о том, как герой справился со страхом, преодолел много трудностей и получил награды за смелость. Ссылайтесь на сказку, когда малыш протестует против туалета, сдерживает позывы к дефекации. Для наилучшего эффекта можно рисовать эпизоды фантазии, сделать героев из пластилина, проигрывать некоторые сцены с родителями по вечерам.
Чего нельзя делать
- Насильно удерживать на горшке.
- Заставлять сидеть и какать, доводя малыша до истерики.
- Выдерживать малыша в туалете больше 15 минут.
- Стоять над малышом в пугающе строгой позе, ожидая результата. Оставьте ребенка одного.
- Кричать, ругать, наказывать.
- Угрожать физическим наказанием, отбирать игрушки.
- Обсуждать непослушного ребенка в присутствии малыша с другими взрослыми, подругами, родственниками. Это ранит детскую психику, настраивает на протест.
- Упрекать за испачканные штаны. Пусть лучше пока ходит мимо горшка, чем провоцирует удержанием кала регулярные запоры.
- Приучать к горшку детей до 1–1,5 года. Дождитесь позывов снять штанишки, отвращения к грязным трусикам.
Важно! Каждый ребенок индивидуален. Методы устранения фобий выбирайте внимательно, экспериментируйте. Если не подошел один способ, пробуйте другой, тогда точно добьетесь успеха.
Профилактика запоров
Используйте следующие методы предотвращения затрудненной дефекации регулярно:
- Контролируйте детское питание. Важен режим и меню. Если малыш любит булочки, пусть запивает их кефиром, ряженкой, ест больше фруктов. Сладости и газировку лучше ограничить. При отказе от овощей придумывайте оригинальные блюда: запеканки с морковкой и повидлом, капустные мишки со сметаной — прячьте овощи под вкусным соусом, маскируйте формой.
- Гуляйте, активно играйте каждый день на воздухе. Без улицы вырастить здорового ребенка невозможно. Посиделки с печеньем возле телевизора прибавят забот о нормальном стуле.
- Наладьте эмоциональный контакт. Общение между родными — важный аспект воспитания ребенка. Зажатые дети с большим количеством комплексов страдают фобиями, запорами гораздо чаще.
- Контролируйте прием жидкости. Нужно пить чистую воду каждый день. Особенно утром.
- Массаж животика. Избавляет от запоров грудничков и детишек постарше. Поглаживания, пощипывания в игровой форме стимулируют мышцы кишечника, помогают продвигать кал к выходу.
Если ребенок любого возраста никогда не сталкивался с физиологическими запорами, то и психологических, скорее всего, не будет — нет причин пугаться горшка. Профилактика запоров избавит родителей и детей от эмоциональных проблем и телесных зажимов.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_boitsya_kakat.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
Можно перепробовать много методов, но так и не посадить малыша на горшок — просто потому, что он к нему еще не готов. Советы по расставанию с подгузниками — как приучить ребенка к горшку, в каком возрасте лучше начинать практиковаться в освоении нового навыка и какой детский горшок лучше — дала врач-педиатр Екатерина Борисовна Булавина.
— Екатерина Борисовна, с какого возраста приучать ребенка к горшку рекомендуют педиатры?
— Современные педиатры во всем мире придерживаются мнения, что приучение к горшку до полутора лет нерационально, так как затрачиваемые усилия и время завершаются весьма скромным результатом: ребенок использует горшок неосознанно, лишь случайно попадая в него. После 1,5 года освоить навык намного проще.
При этом есть дети, которые начинают ходить на горшок в 12 месяцев. А некоторые не садятся на него и после 3 лет.
В каком возрасте приучать ребенка к горшку, зависит от степени его готовности.
Как понять, что малыш готов к горшку
Ребенок готов развивать новую привычку, если он… |
|
Ребенок пока не готов садиться на горшок, если он… |
|
— Чем может обернуться раннее высаживание на горшок?
— Слишком раннее приучение способно спровоцировать внезапный негатив в отношении горшка. Подобные реакции обусловлены физиологическими изменениями. Совсем маленький ребенок приучался опорожнять мочевой пузырь по команде («пи-пи», интуиция мамы, время подошло), даже иногда еще не наполненный мочевой пузырь или во время игры. Теперь начинает формироваться естественный контроль над процессом. Подобное развитие приводит к необходимости повторного приучения ребенка, но уже с ориентацией на его ощущения, позывы к мочеиспусканию или дефекации.
Побуждать малыша к использованию горшка должны не звуковые раздражители или просьбы родителей, а физиологический процесс переполнения мочевого пузыря или прямой кишки.
— Какой горшок лучше выбрать?
— Успех всего мероприятия во многом зависит от продуманной покупки этого аксессуара. Для начала выбирают самостоятельно три-четыре качественные модели и потом предлагают их на выбор малышу. Иначе в магазине ребенку может понравиться совсем неподходящая модель, а от предложенной он может отказаться.
Какой детский горшок лучше
Материал |
|
Эргономика |
|
Музыкальный горшок, горшок со световыми эффектами |
|
Правильная посадка |
|
Горшок подобран правильно |
|
Горшок не подходит |
|
Складной горшок для поездок |
|
— Нельзя допускать, чтобы ребенок играл с горшком, складывал туда игрушки, наливал воду. Это очень сильно затрудняет процесс приучения. Ребенок просто не захочет писать на свою игрушку. Функция у горшка одна, и сажать на него кукол и медведей можно только с обучающей целью.
Читайте также: как устроена пищеварительная система новорожденного и почему возникают кишечные расстройства
— Как подружить ребенка с горшком? Какие правила приучения к горшку можно рекомендовать родителям?
- Лучшее время
— Начинать тренироваться хорошо летом, когда позволяют температурные условия и на ребенке минимум одежды. Не стоит впервые высаживать малыша, если в его жизни предстоят серьезные события, например, переезд, длительные поездки к морю или к бабушке, где невозможно воссоздать домашнюю обстановку. Горшок должен стать привычным предметом на территории ребенка, располагаться на виду в доступном месте.
- Как часто высаживать
— Процесс будет более успешным, если заниматься регулярно, а не от случая к случаю. Важно оценить свои возможности, выбрать подходящий момент и полностью сосредоточиться на процессе.
- Когда снимать подгузник
— Весь день ребенок должен находиться без подгузника, чтобы всегда оценить результат — мокрые штаны и сухой горшок или же наоборот. Когда малыш несколько дней активно учится ходить на горшок, но затем на него снова надевают подгузник, то такие эпизоды его очень путают и процесс приучения затягивается.
- Как понять, что ребенок просится на горшок
— Жестами, позами или звуками малыш всегда реагирует на позывы сходить в туалет. Важно научиться распознавать эти сигналы вовремя. Также важно выработать распорядок дня. Приемы пищи в одно и то же время позволяют сформировать определенный режим работы выделительных органов.
— Екатерина Борисовна, какой алгоритм действий можно выстроить родителям в приучении ребенка к горшку?
— В среднем ребенку требуется от 14 дней до 1 месяца, чтобы ежедневным повторением закрепить навык опрятности. При этом промахи неизбежны до полного созревания нервной и выделительной систем.
Как быстро приучить ребенка к горшку: пошаговая инструкция
Оптимальное время высаживания — после кормления перед сном, после пробуждения и перед прогулкой. По ускоренной программе можно пытаться высаживать малыша каждые 20-30 минут, если позволяет время и он не сопротивляется такой настойчивости. | Продолжительность высаживания — в среднем 5-7 минут. Утром снимаем подгузник, высаживаем ребенка на горшок, ожидаем не более десяти минут. Если все прошло удачно, хвалим малыша. Если горшок пуст, отправляемся завтракать. За завтраком стоит предложить ребенку чай или компот, затем после еды повторить попытку сходить в горшок. | Наблюдаем за поведением ребенка — при первых признаках скорой «аварии» предлагаем ему горшок. Особенно внимательно следим за ребенком после употребления жидкости. Через 15-20 минут после каждой выпитой чашки обязательно пытаемся высадить его на горшок. |
— В зависимости от настойчивости мамы и возраста ребенок вполне быстро может понять, что от него требуется. Но для закрепления навыка нужно время. Якобы приученный за три дня малыш очень быстро вновь начнет писать в штаны, стоит лишь ненадолго сменить обстановку или даже модель горшка. На формирование устойчивого навыка иногда требуется не один месяц.
ТОП-3 советов врача-педиатра на период привыкания к горшку
1. Как можно реже надевать подгузник
— Подгузник вызывает дискомфорт после опорожнения мочевого пузыря, не формирует взаимосвязь между мочеиспусканием и мокрыми штанишками — страдает мотивация. Если продолжать использовать подгузник, малыш запутается, когда можно писать не в горшок, а когда нельзя.
На прогулку вместо подгузника удобно надевать трусики-непромокашки. Их тканевый вкладыш намокает, впитывает влагу и не дает ей вытечь наружу через непромокаемый внешний слой. Ребенок чувствует, что внутри намокло, а одежда остается сухой. Достаточно заменить вкладыш, и можно гулять дальше.
2. На начальном этапе не требуйте от мальчиков писать стоя
— В раннем возрасте дети не могут изолированно воспринимать акт дефекации и акт мочеиспускания. Нередко это происходит одномоментно даже при небольшом натуживании. Приучившись писать стоя, мальчики часто отказываются сидя опорожнять кишечник. Кроме того, координация движений развита недостаточно хорошо, чтобы удержать и направить струю в нужном направлении, поэтому лужи вокруг горшка неизбежны, что приведет к чувству неудовлетворенности: ребенок вроде бы старался, донес «сокровище», все сделал правильно, но все равно мимо.
3. Окружите малыша только позитивными эмоциями
— Любой стресс, скандал в семье — это скачок назад. Ребенок направляет весь свой ресурс на освоение нового навыка, а напряженная обстановка истощает нервную систему. Внимания и сосредоточенности в этом случае уже не хватит на контроль мочеиспускания. Как результат — отказ от горшка.
Не ругайте за неудачи, какими бы частыми они ни были. Ребенок с удовольствием делает только то, что приносит ему радость. И чем больше он будет бояться быть наказанным, тем чаще будет ходить мокрым. Редкие удачные моменты нужно обязательно поощрять, но не сладостями и игрушками, а ласковым словом, объятиями, поглаживанием по голове.
— Нужно ли будить ребенка на горшок ночью?
— Ночное пробуждение для высаживания на горшок имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Применять или не применять этот метод, подскажет детское поведение.
Ночные высаживания
Положительный эффект
| Отрицательный эффект
|
Как приучать к ночному горшку
- Важно добиться полного пробуждения и установить контакт с малышом до высаживания.
- Ребенок с наполненным мочевым пузырем спит беспокойно, ворочается, хнычет примерно в одно и то же время. Но не нужно будить крепко спящего, даже если время использования горшка подошло. Возможно, мочевой пузырь еще не наполнился, и малыш проспит до утра.
- Чтобы уменьшить наполняемость мочевого пузыря в ночное время, последний прием жидкости должен быть минимум за полтора-два часа до сна. Ночные кормления, если в них ребенок еще нуждается, сохраняются.
- Непосредственно перед сном обязательно нужно сходить на горшок.
- Сухая постель утром — это повод для похвалы.
— Если ребенок стал бояться горшка, отказываться от него, как действовать родителям?
— Если ребенок успешно освоил горшок в рекомендованные сроки, а потом вдруг внезапно отказался его использовать, с причинами нужно разбираться.
- Часто малыш капризничает, когда у него плохое настроение, его что-то беспокоит. Возможно, он вырос из своего первого горшка и ему неудобно на нем сидеть. Нужно постараться отвлечь его, успокоить и ненавязчиво предложить горшок через некоторое время или присмотреть новый.
- Важно оценить обстановку в семье, поскольку сопротивлением дети могут привлекать к себе внимание или протестовать против чего-то. Отказ от горшка бывает одним из проявлений ревности к появлению в доме второго ребенка.
- Смена обстановки, приезд большого количества родственников, смена климата и даже несоблюдение распорядка дня часто нарушают недостаточно закрепленные рефлекторные связи, и ребенок теряет, казалось бы, уже освоенный навык.
Если ребенок активно против горшка, не стоит его принуждать, чтобы не закрепить негативные эмоции, ассоциирующиеся с этим предметом. Сделайте паузу на несколько дней и терпеливо начинайте все заново.
— Что мешает плавно, без сбоев пройти период знакомства с горшком?
— Все чаще встречается слишком навязчивое желание приучить малыша к горшку в короткий срок. Маниакальное высаживание через каждые пятнадцать-двадцать минут, высмеивание или манипуляции по принципу «не получишь игрушку, пока не сделаешь свои дела в горшок» не дадут желаемого результата. Хаотичность, бессистемность высаживаний также вряд ли приведет к заметным успехам.
Важно установить взаимосвязь между поведением ребенка, приемами пищи, сном и необходимостью сходить в туалет, а также регулярно придерживаться намеченного режима — тогда малышу будет легче закрепить новый навык.
Кроме того, важно, чтобы ребенок учился пользоваться горшком без посторонней помощи. Доверьте ему право выбора горшка и места, где ему будет удобно им пользоваться, и не перемещайте этот предмет по квартире. Привыкнув бежать в определенное место, ребенок, который вдруг не обнаружит там горшка, наверняка сделает свои дела в штаны.
И еще один важный момент, который упускают родители. Ни в коем случае нельзя преподносить ребенку поход в туалет как нечто постыдное или демонстрировать, что вам неприятно мыть горшок, очищать кожу после дефекации. Дети всегда боятся расстроить родителей и будут стараться удерживать стул или бояться идти в туалет. Так формируются психогенные запоры, которые с трудом поддаются лечению. Нужно относиться к процессу естественно и непринужденно. Можно позволить малышу рассмотреть содержимое горшка, похвалить его за успех и вместе вынести результат в унитаз.
Знакомство с горшком начинается тогда, когда это позволяет уровень психоэмоционального и физического развития малыша. Оптимальный период приучения — от полутора до двух лет. Методику семья выбирает самостоятельно в зависимости от темперамента ребенка, его положительного настроя, удобства для всех домочадцев, наличия свободного времени и благоприятной атмосферы. Малышу важно объяснить, что он уже большой и обязательно научится ходить на горшок сам. Главный помощник в этом его готовность, а также терпение, внимание и похвала родителей. Все обязательно получится!
Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник