Кровавый понос в древнем риме

Кровавый понос в древнем риме thumbnail

Кровавый понос (или бледная кобылица, сивая кобыла в переводе Виленской[1]) — острая кишечная инфекция, по описанию напоминающая дизентерию. Она очень заразна, передается в основном через нечистую воду, больные подвержены постоянному и неудержимому кровавому поносу, быстро слабеют и умирают. Развивается высокая температура; из-за быстрого обезвоживания организма жертве бледной кобылицы постоянно хочется пить. Смерть наступает уже через несколько дней. Эффективных лекарств против нее нет.

От кровавого поноса страдали все армии, начиная с Рассветных Вековсир Барристан Селми, Танец с драконами, Дейнерис VI

В Семи Королевствах

Кровавый понос был известен в Вестеросе: так, некоторые пленники Григора Клигана уверяли под пытками, что Берик Дондаррион ослабел от кровавого поноса[2], а Джаселин Байуотер после бунта в Королевской Гавани доносил Тириону Ланнистеру, что в трущобах вдоль Вонючей Канавы множится кровавый понос[3]. Барристан Селми говорил королеве Дейенерис, что на своем веку видел, как кровавый понос уничтожал целые армии, если ему давали беспрепятственно распространиться[4].

Бледная кобылица

В 300 году после З.Э. эпидемия кровавого поноса, получившая название «бледной кобылицы» («сивой кобылы» в переводе Виленской), разразилась в Заливе Работорговцев и поразила сначала Астапор, потом Миэрин и осаждающую его армию.

Эпидемия началась в Астапоре, осажденном юнкайцами и их союзниками; в городе уже царил голод, доходивший до людоедства, и творились беспорядки. По утверждению беженцев, кровавый понос выкосил в Астапоре три четверти выживших, после чего толпа не то обезумевших больных, не то бегущих от мора здоровых людей открыла ворота, дав возможность завоевателям ворваться в город[4].

Приход бледной кобылицы в Миэрин предсказала Куэйта:

Послушай меня, Дейенерис Таргариен. Стеклянные свечи горят. Скоро придет бледная кобылица, а за ней и другие. Кракен и темное пламя, лев и грифон, сын солнца и скомороший дракон. Не верь никому из них. Помни Бессмертных. Берегись надушенного сенешаля.Танец с драконами, Дейнерис II

Кровавый понос в древнем риме

Прибытие бледной кобылицы © FFG Dennis Chan

Вести о падении Астапора и, собственно, болезнь были принесены в Миэрин на настоящей, живой бледной кобылице: в город приехал умирающий от ран и болезни вестник на лошади, которую Серый Червь, не знавший о предсказании Куэйты, назвал «бледной» и отметил, что это была кобыла[4]. Неясно, связано ли последующее распространение названия «бледная кобылица» с предсказанием Куэйты, о котором миэринцы могли узнать от Дейнерис Таргариен, или же с лошадью гонца. Однако в умах миэринцев и других имевших дело с болезнью она скоро обросла «лошадиными» коннотациями, и многие иносказательно стали говорить о «стуке копыт бледной кобылицы» или «оседлавших» ее людях[5].

Из-за угрозы распространения болезни Дейнерис Таргариен отказалась пускать астапорских беженцев, как здоровых, так и больных, в город Миэрин, и велела разбить для них лагерь ниже по течению Скахазадхана. Их скопилось там несколько тысяч; по приказу королевы им посылались врачи и обозы с продовольствием, однако это привело к проникновению болезни в город – заразились некоторые врачи и возницы. Эпидемии в лагере беженцев это не остановило; была сделана попытка силой отделить больных от здоровых, но она не возымела желаемого эффекта. Дейнерис в знак милосердия сама участвовала в одной из раздач продовольствия, ухаживала за больными и принудила к тому же свою свиту[6]; странно, но ни один из поименованных спутников Дейнерис (Барристан Селми, Чхого, Ракхаро, Марселен, Саймон Исполосованный, Серый Червь) не заразился. Правда, позже от болезни умер капитан Храбрых Щитов Моллоно Йос Доб[7].

Когда Миэрин осадила юнкайская армия, бледная кобылица очень быстро перекинулась и на нее, а с юнкайского войска на их союзников-толосийцев и легионы Нового Гиса, стоявшие с северной стороны реки[8]. Это было связано в первую очередь с тем, что солдаты черпали воду для питья прямо из реки; более умные пользовались колодцами выше отхожих мест, однако основной юнкайский лагерь все равно находился ниже города по течению реки, так что почти вся вода в округе была так или иначе заражена. Умерли, в частности, юнкайский военачальник Еззан зо Каггаз и его надсмотрщик за рабами Нянька[5].

К этому времени эпидемия вовсю свирепствовала и в самом в Миэрине, улицы были почти пусты, Квентин Мартелл и его товарищи натыкались на улицах на неубранные трупы[9]. Когда помощь Синих Милостей-целительниц понадобилась самому Квентину, Барристан Селми так и не дождался прихода ни одной из них и решил, что все они или почти все пали жертвой эпидемии[7].

За кулисами

Название «бледная кобылица» (pale mare) – недвусмысленная отсылка к Библии, к Откровению Иоанна Богослова и четырем всадникам Апокалипсиса. Четвертый из них, смерть, едет на бледном коне (pale horse):

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.Откр. 6:8

Источники

  1. Танец с драконами, Тирион XI
  2. Битва королей, Арья VI
  3. Битва королей, Тирион IX
  4. ↑ 4,04,14,2 Танец с драконами, Дейнерис V
  5. ↑ 5,05,1 Танец с драконами, Тирион XI
  6. Танец с драконами, Дейнерис VI
  7. ↑ 7,07,1 Танец с драконами, Десница королевы
  8. Танец с драконами, Дейнерис IX
  9. Танец с драконами, Отвергнутый жених
Читайте также:  Если болит живот и поясница понос и температура

Источник

Древнеримская цивилизация известна передовыми для своего времени достижениями в сфере санитарии и гигиены. Уже 2 тысячи лет назад в Риме имелись общественные бани, водопровод, канализация и отлаженная система утилизации нечистот. Однако именно эти достижения таили в себе определенные угрозы, которые в ту пору никто не мог предвидеть и распознать.

Не смотря на активное использование санитарно-гигиенических благ, римляне страдали от различных микробов и паразитов, согласно современным исследованиям, водившихся в античном Риме в большом количестве. По мнению британского специалиста по биологической антропологии Пирса Митчелла, достижения римлян позволяли им опрятно выглядеть и хорошо пахнуть, однако не решали должным образом санитарные проблемы.

Общественная баня в Риме. Источник: yaradom.ru

В ходе своих изысканий ученый исследовал на предмет наличия человеческих паразитов связанные с Древним Римом места захоронений, выгребные ямы, копролиты. Также предметом изучения стали эктопаразиты соответствующих времен (блохи, вши, клопы), обнаруженные на дошедших до нас предметах одежды и расческах. Оказалось, что разнообразные паразиты (включая гельминтов и дизентерийных амеб) были почти столь же широко распространены в Риме, как и в поселениях викингов, гораздо в меньшей степени заботившихся о личной гигиене.

Митчелл предположил, что благоприятной средой для развития болезнетворных организмов могла стать теплая вода бассейнах общественных бань, так как менялась она там нечасто. Другим источником распространения паразитов, с большой долей вероятности, являлись нечистоты, вывозимые римскими ассенизаторами на загородные плантации в качестве удобрений. Через производимые на плантациях продукты паразиты затем попадали обратно в город. Еще одной угрозой являлся популярный рыбный соус «гарум», входивший в состав большинства блюд. Употребляя его в пищу, римляне рисковали заразиться рыбными паразитами.

Темы времен Римской империи на геотермальном источнике в английском Бате. Источник: thelondonfoodie.co.uk

Традиция мыться в бане существовала у римлян с незапамятных времен. Начиная с 3-го в. до н.э. в Риме начинают появляться общественные бани – как частные, так и государственные. К концу 1-го в. до н.э. их здесь насчитывается порядка 170, а в 4-ом в. н.э. уже более тысячи. Без общественных бань не обходились даже небольшие населенные пункты. Из Греции в Рим пришла мода на термы, то есть «культурно-развлекательные центры с аквапарком», которые помимо, собственно бань, могли включать в себя помещение для собраний, библиотеку, спортзал, сад, и становились таким образом центрами общественной жизни.

Будучи эдилом во второй половине 1-го в. до н.э. Агриппа обеспечил римскому населению бесплатное посещение общественных бань на год, уплатив их хозяевам ожидаемый годовой доход. Он же построил в Риме первые «великие» или «императорские» термы и завещал их жителям города в безвозмездное пользование.

По завершении в 19 г. до н.э. другого проекта Агриппы, акведука Aqua Virgo, в термах появилось регулярное водоснабжение. Сооруженные в 305 г. н.э. отличающиеся роскошью термы Диоклетиана имели уже площадь 13 га и вмещали одновременно до 3 тыс. человек. Термы возводились по всей империи, но до наших дней дошли, как правило, в виде руин.

Участок акведука Аква Вирго, который функционирует до сих пор и снабжает водой крупнейший римский фонтан Треви. Источник: prolocoroma.it

Трубы, по которым от источников и акведуков поступала вода для терм и иных нужд, также содержали в себе определенные угрозы для здоровья. Проведенные не так давно исследование куска древнеримской водопроводной трубы показало значительное содержание в материале сурьмы, оказывающей на организм отравляющее воздействие.

Ранее считалось, что наиболее вредными являлись распространенные в Древнем Риме трубы из свинца. Однако, на свинце, по мнению исследователей довольно быстро образовывался слой известковых отложений. Таким образом, негативное воздействие токсичный металл мог оказывать лишь первые несколько недель.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Дмитрий Романов

Источник

1. Полоскание рта

Люди полоскали рот мочой.

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы. В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

1. Акне и мясо крокодилов

Крокодилы, кипрское масло и падающие звёзды в лечении акне.

Угри, вероятно, были огромной проблемой почти для каждого римского подростка, поскольку римляне постоянно пытались придумать лекарство от них. Первым средством для выведения угрей было… крокодилье мясо в сочетании с «кипрским маслом». Этот же рецепт рекомендовался для избавления пятен на коже и даже веснушек.

2. Общая губка

Общая губка для подтирания.

Рим всегда хвалили за его достижения в области сантехники. В римских городах были общественные туалеты и системы канализации, чего в последующих обществах не было на протяжении многих веков. С первого взгляда это звучит, как трагическая гибель передовой технологии, но, как выясняется, была существенная причина, почему никто не использовал римские изобретения в области сантехники. Общественные туалеты были отвратительными. Археологи считают, что туалеты в Риме почти никогда не чистили, поэтому они просто кишели паразитами.

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке, которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

10. Напиток из козьего навоза

Колесничие пили энергетический напиток из козьего навоза.

Читайте также:  Продукты питания от поноса для детей

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот “продукт”.

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Сегодня всё по-другому. Достаточно увидеть 20 туалетных комнат с разных уголков мира, которые потрясают роскошными видами.

Коровий навоз как средство лечения бородавок.

От бородавок существовало множество видов лечения. Часто римляне сжигали коровий навоз, помет мышей или жир лебедя, чтобы избавиться от бородавок. Плиний предложил брать бараний горох, касаться им каждой бородавки, после чего заворачивать горошину в ткань и выбрасывать. Также «эффективным» было растирание бородавки морской пеной или белым морским песком.

3. Взрывы метана

Туалеты регулярно взрывались.

Каждый раз, когда человек заходил в римский туалет, он рисковал умереть. Первая проблема заключалась в том, что существа, живущие в канализационной системе часто выползали наружу и кусали людей в то время, как те справляли свои потребности. Еще более худшая проблема заключалась в накоплении метана, который иногда скапливался в таких количествах, что воспламенялся и взрывался.

Туалеты были настолько опасными, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых. Стены многих туалетов были испещрены магическими заклинаниями, предназначенными, чтобы отпугивать демонов. Также в в некоторых туалетах стояли статуи богини удачи Фортуны, которой при входе внутрь молились люди.

3. Головные боли и заспиртованный хамелеон

Заспиртованный хамелеон как средство от головной боли.

У римлян было несколько методов лечения головной боли, Что примечательно, для большинства из них нужны были животные. Например, рекомендовалось вином, в котором был заспиртован хамелеон, полить голову пациента. Также неплохими средствами считалось коснуться головы хоботом слона или выпить воду из поилки, из которой до этого пил вол или осел. В крайнем случае, при сильной мигрени рекомендовалось закрепить на голове отрезанные гениталии лисы.

4.Кровь гладиаторов

Кровь гладиаторов использовали в качестве лекарства.

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

4. Запор и волчий пупок

Дае добыв волчий пупок, не забудьте про фрукты.

Когда у древних римлян были проблемы с тем, чтобы ходить в туалет, в лучшем случаем им прописывали употребление в пищу недозрелой айвы. Что более противно, могли посоветовать намазывать свой пупок желчью волка, размешанной в молоке с солью и медом. Еще одним странным рецептом были ректальные свечи из желчи быка, размешанной с с полынью. И к любому лечению также было рекомендовано есть фрукты.

5. Косметика из мертвой плоти

Женщины втирали отмершие клетки кожи гладиаторов в свои лица.

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились источником афродизиаков. В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

5. Тошнота и спасительная щепотка тмина

Спасительная щепотка тмина

Для тех, кто страдал от тошноты (то ли в силу естественных причин, то ли от «чудесных лечений» римлян), рекомендовалась щепотка тмина. Также можно было выпить отвара из лепестков роз, но при этом главное было не заснуть – ведь этот же отвар рекомендовался и в качестве лекарства от бессонницы. Как ни странно, древние римляне считали, что распитие большого количества вина являлось лекарством от тошноты.

Читайте также:  Понос и иногда рвота

6. Эротическое искусство

Помпеи были переполнены неприличным искусством.

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы. Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.

К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на… тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день — пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

6. Метеоризм и белый помет курицы

Куриный помёт – спасительное средство от метеоризма.

Метеоризм был частым побочным эффектом многих римских «лечений» и его можно было лечить с помощью различных методов. Куриный бульон якобы являлся отличным слабительным средством для кишечника, особенно если он был сделан из старого петуха и сильно пересолен. Также тем, кто страдал от неконтролируемого метеоризма, был полезен белый помет курицы. Плиний также сказал, что в данном случае полезно употребление смеси тмина и спаржи, хотя это лекарство часто вызывает осложнения.

7. Пенисы “на удачу”

Опасные места были отмечены рисунками пенисов на удачу.

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли “предотвратить вред”, который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы “на удачу” рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

7. Дизентерия и пятнистая ящерица

Похоже, древние во время дизентерии не скучали.

Обычно дизентерия вызывается бактериями, вирусами или паразитами. Тем не менее, в Древнем Риме не знали причину этой болезни, поэтому ее лечение было очень надуманным. К примеру, панацеей считались куриный суп или битум. Плоть пятнистой ящерицы также считалась эффективным средством. Еще одними рецептами были яичные желтки без белков, смешанные с маковым соком и вином, и цветки гранатов.

8. Обнажение ягодиц

Римляне первыми в истории начали показывать ягодицы.

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц. Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, “повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук”. Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

8. Недержание и вареная мышь

Словить мышь, сварить и вылечиться!

Недержание в Древнем Риме лечили с помощью пузыря гиены или кабана, вымоченного в вине. Если от недержания страдал ребенок, то Плиний рекомендовал ему съесть вареную мышь. Еще более странным средством было сжигание пениса свиньи, после чего получившуюся золу смешивали с вином. Этот отвар нужно было выпить.

9. Искусственная рвота

Римляне рвали, чтобы продолжать есть дальше.

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто “не лезло больше”, а потом искусственно вызывали рвоту, чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не “заморачивались” и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

9. Подагра, лисы и бобры

Подагра, лисы и бобры.

Подагра – острый воспалительный артрит, который нередко возникал у римлян, живших в плохо отапливаемых домах. Для лечения симптомов подагры рекомендовали сочетание горчицы, шафрана, жира козла, и помета козы. Также рекомендовалось носить обувь из кожи бобра (Плиний считал ее очень эффективной). Самый жуткий рецепт предусматривал использование живой лисицы, которую привязывали к столбу и варили в масле. Из нее якобы получался эффективный напиток для лечения подагры.

10. Эпилепсия и жуткие ритуалы

Эпилепсия и жуткие ритуалы.

https://www.youtube.com/watch?v=_3J1Nf-ixTo

Хотя эпилепсия до сих пор практически не лечится, древние римляне считали, что они умели исцелять эту хворь. Средства были, мягко говоря, необычными. К примеру, нужно было напиться воды, которая была набрана из родника в течение ночи, а затем настояна в черепе мертвеца. В качестве следующего шага нужно было съесть мясо зверя, который был убит железным оружием (причем этим оружием ранее должен был быть убит человек).

Источник