Игорь поносов уличное искусство

Перформативное взаимодействие с фальш-архитектурой. Москва, 2019. Источник: Игорь Поносов, архив
Центр творческих индустрий Фабрика, старейший арт-кластер Москвы, готов принимать гостей – всех неравнодушных к современному искусству. 23 июля здесь открывается летний выставочный сезон. Один из проектов, который увидит аудитория Фабрики, реализуется в рамках программы «Фабричные мастерские. Сессия VI». Мы поговорили с участником этой программы, известным уличным художником, куратором, Лауреатом премии Сергея Курёхина в области современного искусства, Игорем Поносовым.
Почему ты выбрал Фабрику для своего персонального проекта?
23 июля на Фабрике пройдёт моя первая полноценная персональная выставка в Москве. До этого момента меня не особо интересовали галереи – в основном я работал в городском пространстве. Арт-центр Фабрика – место уникальное, прежде всего тем, что это один из первых московских арт-кластеров. Открывшийся еще в 2005 году, он, в отличие от других, не испорчен культурой потребления – на территории нет такого количества кафе и магазинов. Это позволяет сохранить какую-то свою особенную атмосферу – некоммерческое, отдаленное от центра меня привлекает в первую очередь. В 2019 году я стал участником программы «Фабричные мастерские» – в рамках нее на протяжении года я активно работал именно в мастерской, что так же стало поводом провести выставку именно здесь.
Разрезая стены. Москва, 2015. Плащ-палатка из материалов, заимствованных из городской среды. Источник: Игорь Поносов, архив.
Что нового будет в проекте на Фабрике, расскажи о своей выставке?
Моя выставка «Разрезая стены» аккумулирует в себе ряд проектов, как городских, так и студийных. В 2015 году в городском пространстве я провел акцию-перформанс, где из куска фальшфасада сконструировал плащ-палатку – она положила начало большой серии работ, объединенных темой поглощения человека городом, архитектурой, попыткой в этом всем спрятаться, раствориться. На выставке будут представлены мои уличные работы из Москвы, Фрайбурга (Германия) и Тарту (Эстония), а так же коллажи, рисунки и объекты, которые создавались мной параллельно в мастерской на протяжении 5 последних лет.
Перформативное взаимодействие с фальш-архитектурой. Москва, 2019. Источник: Игорь Поносов, архив
Какую реакцию ждёшь от аудитории?
Выставка «Разрезая стены» должна была пройти в апреле, но как многое в Москве, отменилась из-за пандемии. Изначально поднятая мной тема поглощения человека урбанизированной средой сегодня приобрела новую актуальность – мы все оказались в заточении, и сегодня пришло время эти стены разрушить, «разрезать», выбраться из состояния тревоги. Так что выставка имеет некое позитивистское прочтение, думаю, для кого-то может выступить и своего рода мотиватором.
Фрагменты памяти. Фрайбург (Германия), 2017. Городская интервенция в городском пространстве. Источник: Игорь Поносов, архив
Твои самые любимые городские пространства для творчества?
Мои самые любимые городские поверхности на данный момент – это фальшфасады и баннерная реклама – эти материалы стали нашей повседневностью, как правило, они что-то скрывают или пропагандируют, являются неотъемлемой частью городского ландшафта. С этими поверхностями я и контактирую, материалы трансформирую в нечто другое, давая им новую жизнь.
За последние годы отношение города к уличному искусству изменилось?
В Москве, как и прежде, любые проявления неформального городского творчества подвергаются незамедлительному закрашиванию, поэтому уличные художники проявляют особую изобретательность в том, чтобы выработать новые тактики и найти пространства для самовыражения. Собственно и к масштабным росписям, созданным при согласовании с городом ранее, отношение тоже неоднозначное – так, например, вполне декоративные работы, созданные в рамках международного паблик-арт фестиваля «Лучший город земли» в 2013 году, были так же закрашены властями в прошлом году. Причиной стал новый закон, определяющий тематику подобных работ – это наука, спорт, исторические события и проч. Это говорит о том, что власти Москвы не расположены воспринимать уличное искусство не только как форму низового творчества, но и как согласованное монументальное искусство. В итоге, на московских фасадах мы видим работы преимущественно на военную тематику или же ориентированные на прославление исторических личностей. Таким образом, городские поверхности сегодня являются своего рода временными монументами, которые также выступают и площадкой для обкатки новых ориентиров – посредством такого рода муралов политтехнологи имеют возможность проверить реакцию общества.
Серия фотографий с люверсами. Москва, 2019-2020. Источник: Игорь Поносов, архив
Ты работаешь в дуэте с другими авторами, Кириллом Кто, например?
Я довольно часто работаю в кооперации с другими художниками. Формат творческого обмена мне наиболее импонирует – это позволяет работать более масштабно и системно. Так, например, одним из подобных наиболее длительных сотрудничеств было наше движение «Партизанинг» – с 2011 по 2014 год мы много работали вместе с Антоном Польским (Мэйк) над изменением Москвы посредством несогласованного ни с кем благоустройства. В 2010-2012 годы с Кириллом Кто мы занимались кураторской деятельностью на Винзаводе, поднимая важные темы в развитии городского искусства. Чуть позднее я сотрудничал с американским художником Брэдом Дауни – на протяжении многих лет мы создали ряд работ на тему российско-американских отношений, пытались найти пересечения в наших культурах. С Брэдом я и до сих пор нахожусь в творческом диалоге – во многом у нас схожие подходы и художественные тактики.
Твой личный топ-5 уличных художников мира. За кем из уличных авторов ты следишь в соц. сетях (Instagram)?
Так как кроме художественной практики я занимаюсь исследованием уличного искусства (издаю книги и курирую выставки), то слежу я за всеми активными уличными художниками, однако далеко не всё, что сегодня делается на улице, мне кажется интересным. В искусстве я ценю смелость, изобретательность, контекстуальность, юмор и многослойность. В этом плане мне импонируют работы Брэда Дауни, ОХ, Epos 257, Vladimir Turner, из российских: Тима Радя, Кирилл Кто, 0331с, Владимир Абих. Но вообще авторов, конечно, гораздо больше – о них можно прочитать в моей книге «Искусство и город», над переизданием которой я работаю прямо сейчас.
Где: Центр творческих индустрий ФАБРИКА, Переведеновский пер, 18
Когда: 23 июля – 23 августа 2020
Вход: бесплатный
Регистрация: здесь
Источник
Библиотеки в России
ММСИ — Москва, публично
МСИ Гараж — Москва, публично
БВШД — Москва, для студентов
РГГУ — Москва, для студентов
ВШУ — Москва, для студентов
ИПСИ — Москва, для студентов
Библиотека №19 — Москва, публично
РГБМ — Москва, публично
Мемориал — Москва, публично
РНБ — СПб, публично
Русский музей — СПб, по запросу
СПбГУ — СПб, для студентов
им. А.П.Чехова — Таганрог, публично
ГЦСИ — Владикавказ, публично
НГОНБ — Новосибирск, публично
АОНБ — Архангельск, публично
Ex Libris — Выкса, публично
ЕАСИ — Екатеринбург, для студентов
Artservatory — Хабаровск, публично
СахОУНБ — Южно-Сахалинск, публ.
Игорь Поносов (р. 1980) — художник, куратор и исследователь уличного искусства. Автор книг «Искусство и город» и Russian Urban Art: History and Conflicts. Лауреат премии Сергея Курёхина в области современного искусства, номинант премии Кандинского.
Книга описывает основные направления и тенденции развития уличного искусства с начала ХХ века и до настоящего времени. На русском языке это первое печатное издание, претендующее на полный анализ глобального феномена уличного искусства, который включает
в мировой контекст и ситуацию в России.
Объем: 208 стр.
Размер: 170 х 240 мм.
Бумага: офсет, 120 г/м2
Мягкая обложка, полноцветная офсетная печать.
ISBN 978-5-00028-117-8
Год издания: 2016
В издание вошло более сотни фотографий работ отечественных и зарубежных художников:
Диего Ривера, Александр Родченко, Казимир Малевич, Давид Альфаро Сикейрос, Брассай,
движение «Прово», группа «Коллективные действия», движение «Э.Т.И»,
Эрнест Пиньон-Эрнест, Blek le Rat, Хармен де Хуп, Кит Харинг, Джон Фекнер,
Генри Челфант, Марта Купер, OS Gemeos, Бэнкси, Swoon, Space invader, Шепард Фейри (OBEY),
Марк Дженкинс, Blu, OX, Брэд Дауни, Akay, The Wa, Саша Курмаз, Кирилл Кто, Паша 183,
Тимофей Радя, 0331С, Стас Добрый и многие другие.
Средства на данное издание были собраны посредством краудфандинга (народного финансирования). Ссылка на кампанию на Планете.
В 2016 году, в номинации «Лучший текст о современном искусстве», автору книги присуждена премия в области современного искусства им. Сергея Курёхина, в 2019 году книга вошла в лонг-лист премии Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».
Глава 4.
Латинская Америка:
искусство на службе идеологии.
Художественные процессы, влияющие на формирование контркультуры в Латинской Америке, по своей энергетике и посылу в равной степени схожи как с модернистскими настроениями русских футуристов 1920-х годов, так и с ситуационистским политическим граффити 60-х. И если в Мексике на официальном уровне получил стремительное развитие мурализм, прославляющий пролетариат и революцию, то в Чили и Бразилии формой такого городского искусства стало уже активистское граффити, ориентированное на то, чтобы сделать политику гласной…[продолжение на T&P]
Глава 7.
Институциализация граффити
и уличного искусства.
Экспрессивность тэггинга, его вирусное распространение и заимствование практики маркирования территории у уличных банд создали в 70-80-х криминализированный образ нью-йоркского граффити. На этот имидж, безусловно, оказала большое влияние и общественная кампания против граффити, развернутая в это время городской администрацией Нью-Йорка…[продолжение на FURFUR]
Источник
Игорь Поносов (г.р. 1980)
Художник, куратор и исследователь уличного искусства. Автор книг «Искусство и город» и Russian Urban Art: History and Conflicts. Лауреат премии Сергея Курёхина в области современного искусства, номинант премии Кандинского. Куратор выставочных и фестивальных проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, а также в Казани и Бишкеке.
С 2005 по 2008 издал три книги про уличное искусство в России и странах пост-советского пространства. С 2011 по 2013 курировал проект «Стена», ставший дискуссионной платформой для обсуждения городского искусства. В 2011 основал движение «Партизанинг», являющееся сегодня общероссийским явлением и онлайн-платформой для активистов, художников и урбанистов. С 2013-го по 2016-й курировал направление «Художественный активизм» фестиваля «Делай Сам», который был сфокусирован на низовых инициативах и активизме в России. В 2017-м, в Берлине, курировал выставку и лабораторию, посвященные городским художественным практикам Восточной Европы, по итогу проекта был издан сборник на английском языке. В 2016 году написал и издал первую русскоязычную книгу про уличное искусство «Искусство и город», за которую в этом же году был удостоен премии Сергея Курёхина в номинации «Лучший текст о современном искусстве», а в 2019-м был номинирован на премию Кандинского в номинации «Научная работа. Теория и история современного искусства». В 2018 году издал книгу на английском языке Russian Urban Art: History and Conflicts. Презентации книг прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Тарту, Безансоне, Кракове, Париже, Хельсинки, Берлине, Фрайбурге и Вайль-ам-Райне.
Соавтор и редактор ряда тематических изданий, с 2010 года лектор, участник форумов и конференций, куратор ряда образовательных программ в области уличного искусства. Подробнее о темах лекций и курсах на отдельной странице.
Контакты:
iponosov@gmail.com
facebook.com/igor.ponosov
instagram.com/igor_ponosov
Выставки:
- 2019 — Post-Posters. Syndicat Potentiel, Страсбург.
- 2019 — The Absurd. Candid Arts Trust space, Лондон.
- 2018 — Is It Dangerous To Take A Shower During A Thunderstorm? Галерея «Пальто», Майами.
- 2018 — Habitat Happy. Neurotitan Gallery, Берлин.
- 2018 — Partizaning: Participatory Urban Replanning. Nosna Gallery, Краков.
- 2018 — Meine Strasse? Моя Улица?
August Bebel Institut, Берлин. - 2017 — Cultural Hijack.
International School of Architecture ARCHIP, Прага. - 2017 — Hand luggage only. Nuart Gallery, Ставангер.
- 2017 — GARAGE L6 #17. GARAGE L6, Фрайбург.
- 2016 — Оттепель. ЦТИ Фабрика, Москва.
- 2016 — XXI Triennale di Milano International. Exposition EXPERIENCE (Ex Expo Area), Милан.
- 2016 — Через границы / Сквозь ограничения.
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург. - 2016 — Life o’ Banner.
Cracow Gallery Weekend KRAKERS, Краков. - 2015 — Russland vs. Russland Kulturkonflikte.
Studio 1 Kunstquartier Bethanien, Берлин. - 2015 — 2nd International Award for Public Art.
Auckland Art Gallery Toi o Tamaki, Окленд. - 2014 — global aCtIVISm. the ZKM, Карлсруэ.
- 2014 — 11. МСИ «Гараж», Москва.
- 2013 — The 10th Sao Paulo Architecture Biennale.
SESC, Сан-Паулу. - 2013 — Территория совместных действий.
Галерея 16th LINE, Ростов-на-Дону. - 2012 — Собянин, детка, давай!
Восточная галерея, Москва. - 2012 — Стена. ЦСИ Винзавод, Москва.
- 2008 — О смертном в искусстве.
М-Галерея, Ростов-на-Дону. - 2006 — Стрит Арт.
Третьяковская галерея, Москва.
Стипендии/резиденции/премии:
- 2019 — 12-я Премия Кандинского (лонг-лист).
BREUS Foundation, Москва. - 2019 — Фабричные мастерские. Сессия VI.
ЦТИ «Фабрика», Москва. - 2017 — Gastatelier im Kunsthaus L6.
Das Kulturamt der Stadt Freiburg, Фрайбург. - 2016 — Премия им. Сергея Курёхина.
ЦСИ им. Сергея Курёхина, Санкт-Петербург. - 2016 — Жизнь Живых.
ГЦСИ Арсенал, Нижний Новгород. - 2014 — Arts Leadership Fellows.
CEC ArtsLink, Нью-Йорк. - 2014 — Discover Eliava.
GeoAIR Art Residency, Тбилиси. - 2012–2013 — Программа поддержки российских художников. МСИ «Гараж», Москва.
Библиография:
- 2019 — Энциклопедия российского уличного искусства (соавтор, редактор).
- 2018 — Russian Urban Art: History and Conflicts.
- 2018 — Делай Сам/а: Практики низовых гражданских инициатив (соавтор, гл.редактор)
- 2018 — Музей стрит-арта: Каталог постоянной экспозиции №1. 2013–2018 (автор текстов, гл.редактор).
- 2017 — RECLAIM, RECODE, REINVENT: Urban Art and Activism in Eastern Europe (соавтор, гл.редактор).
- 2016 — Искусство и город.
- 2015 — Switchie/Switchie (соавтор).
- 2005–2008 — Objects № 1–3 (соавтор, редактор).
Кураторские проекты:
- 2017, 2018 — Граффити в эпоху интернета.
Электромузей, Москва.
Музей стрит-арта, Санкт-Петербург. - 2017 — Новая городская реальность.
CLB Gallery, Берлин. - 2015 — ЦЕХ. ЦСК «Смена», Казань.
- 2015 — Городская разведка. Московский Урбанистический Форум, ЦВЗ «Манеж», Москва.
- 2013–2015 — Делай Сам.
КЦ «Зил», дизайн-завод «Флакон», Москва. - 2010–2013 — Стена. ЦСИ «Винзавод», Москва.
- 2008 — Russian Street Art is Dead.
Галерея «М’АРС», Москва.
Онлайн публикации:
- Интервью с автором фильма PIXADORES Амиром Эскандари в Диалоге искусств, 2016.
- Фрагмент книги «Искусство и город» на Colta, 2016.
- Серия авторских постов на Партизанинге, 2011–2019.
- Рецензия на книгу Russian Urban Art в The Art Newspaper, 2018.
- Интервью на Tatlin, 2019.
- Интервью на Афиша, 2016.
- Интервью на Теории и Практики, 2014.
- Интервью на Arrested Motion, 2017 / English.
- Интервью на Widewalls, 2017, 2018 / English.
Спасибо Стасу Доброму
за фото на обложке. 2018.
Источник
Культура
Как граффити перешли с уличных стен в респектабельные галереи.
- 23 марта 2016 в 12:56
- 7625
Создатель онлайн-платформы «Партизанинг» и исследователь неформальной городской культуры Игорь Поносов последние два года трудился над книгой «Искусство и город: Уличное искусство, активизм, граффити», в которой попытался собрать воедино историю стрит-арта от ситуационистов и Нью-Йорка до граффити в СССР и бразильских пишасау. Нам Игорь согласился предоставить отрывок, посвящённый историческому переходу уличного искусства в респектабельные галереи.
Поддержать проект можно здесь.
Автор: Игорь Поносов
«Декриминализация» граффити и первые выставки
в галереях
Экспрессивность тэггинга, его вирусное распространение и заимствование практики маркирования территории у уличных банд создали в 70-80-х криминализированный образ нью-йоркского граффити. На этот имидж, безусловно, оказала большое влияние и общественная кампания против граффити, развернутая в это время городской администрацией Нью-Йорка2. Однако «продукты» этой набирающей обороты субкультуры в виде настенных граффити становились все более востребованными среди знатоков искусства, которые видели в этом искреннюю «низовую», дикую форму наивного искусства.
Первые попытки так называемой «декриминализации» граффити были предприняты Хьюго Мартинезом (род. 1951), на тот момент студентом городского колледжа социологии, который в 1972-м основывает организацию «United Graffiti Artists» (UGA). Кроме развития граффити как художественного движения, объединение выбирает своей целью последующую институционализацию этого субкультурного феномена, а также освоение публичных городских пространств официальным, согласованным с властями образом. Сопровождающаяся периодическими выставками высокая активность UGA, стала первым шагом в популяризации граффити, как среди обывателей, так и среди ценителей искусства.
Однако, описывая процесс выстраивания новых отношений между участниками субкультуры и общественностью, Хьюго отмечает2, что его проект в большей степени представлял собой не сколько агентство, сколько коллективную мастерскую, в которой за все время ее существования успели поработать более сотни уличных художников. По прошествии 3-х лет активной деятельности UGA, Хьюго признается, что функция этой мастерской заключалась исключительно в поддержании непрекращающегося общения и обмена опытом внутри этой еще только формирующейся субкультуры. Такой формат, в свою очередь, определил вектор развития граффити как одного из направлений актуального искусства. За какие-то три года в США прошли сразу несколько знаковых выставок, организованных им не только в арт-галереях (таких, как, например, Razor Gallery, 1973), но и в городском колледже Нью-Йорка (1972) и Чикагском музее науки и промышленности (1974).
Новая волна интереса к граффити со стороны институций нахлынула спустя несколько лет, когда в 1981-м году куратор Диего Кортез (род. 1946) организовывает в галерее PSI при нью-йоркском MOMA выставку «New York/New Wave». Внушительная по своим размерам экспозиция вобрала в себя целый пласт различного рода неформальных культур и творческих течений: от панк-рока до хип-хопа и граффити. 150 авторов представили более тысячи выставочных экспонатов, среди которых можно было увидеть и тогда еще исключительно нью-йоркский феномен «Subway Art» (граффити на поездах метро). Кроме всего прочего, выставка окончательно открывает публике граффити как новое субкультурное явление, базирующееся на творческой, во многом бессознательной энергии молодых людей, никак не связывающих свою деятельность с искусством.
В этом же году интерес к граффити подхватывают и владельцы небольших частных коммерческих галерей, таких как Fashion Moda, Fun Gallery и 51X, которые также выступают первопроходцами в полноценной репрезентации граффити на территории искусства. Кураторы этих пространств — Пети Эстор (род. 1950) и Билл Стеллинг с одной стороны стараются показать во всей красе всех именитых граффитчиков того времени, интегрируя результаты их творчества в контекст современного искусства, а с другой — формируют и некие новые точки притяжения для участников этого сообщества, которое, по мнению организаторов, все больше нуждалось в поддержке и признании со стороны официальных институций и организаций.
Fashion Moda, Fun Gallery и 51X были расположены в одном из богемных районов Нью-Йорка — Ист-Виллидж, который на тот момент являлся контркультурным центром, ставшим родиной многих музыкальных и художественных течений. Своим пристальным вниманием к граффити, Fashion Moda, Fun Gallery и 51X оказали существенное влияние на последующее продвижение этой субкультуры в художественной среде Нью-Йорка. Среди первых экспозиций, прошедших в этих пространствах, с 1981 по 1984-е гг. было и несколько персональных выставок таких пионеров граффити, как DONDI (1961-1998), LEE (род. 1960), FUTURA2000 (род. 1955), CRASH (род. 1961), DAZE (род. 1962) и LADY PINK (род. 1964).
Благодаря тому, что изначально граффити имело более публичный характер, нежели современное искусство, которое требует посещения музея или галереи, этот вид изобразительного искусства становился популярным не только среди ценителей искусства, но и среди тех, кто не является таковым. Арт-институции же еще больше популяризируют это явление и переводят из «криминализированного» в статус произведения искусства, при этом, однако, стараясь загнать его в традиционный и удобный для продажи формат живописного холста.
Впоследствии, именно эти преобразования и новые правила, буквально навязанные райтерам арт-институциями, и становятся предпосылкой к изменениям как форматов сотрудничества художников с городом, так и самих уличных работ, которые постепенно уходят от шрифтовых композиций в сторону большей фигуративности, осмысленности и созидательности. Но не только визуальная и концептуальная составляющие претерпевают изменения — попадая в арт-галерею, граффити-райтер во многом теряет мотивацию работать на улице, серьезная же анти-граффити кампания, запущенная в 1982 году мэром Нью-Йорка Эдвардом Кочем, и вовсе делает это занятие опасным и в некоторой степени бессмысленным1.
1Основная тактика мэра состояла в общественной кампании, которая бы изменила взгляд горожан на граффити и окончательно криминализировала бы его. Была запущена рекламная кампания, в которой участвовали знаменитые актеры и деятели Нью-Йорка. Они не только сообщали зрителю о том, что граффити — это вандализм, но и старались воздействовать на молодежь имиджево в надежде отговорить их от «криминального» будущего. Кроме этого, охрана нью-йоркского метро была значительно усилена: была налажена центральная система видеонаблюдения, установлены дополнительные заборы с колючей проволокой и электричеством, выпущены злые собаки, а охранникам разрешалось применять оружие. На очистку вагонов были выделены дополнительные средства, но решающим моментом стало непоколебимое правило обязательной очистки вагонов метро перед выездом из депо — это позволяло уничтожить граффити еще до его обнародования, что во многом теряло смысл для участников граффити-сообщества.
«Реальное граффити на поездах медленно отмирает и именно это займёт его место. Граффити на поезде существует в среднем пару месяцев. А граффити на холсте — всю жизнь.
- Забудь о поездах.
- Кому интересно, будучи известным, пачкаться в ярдах?
- Правильно. Я делаю деньги.
- И чувствую себя отлично.
- Идешь в школу, а учитель говорит: “Это не цель в жизни. Ты не сделаешь денег на граффити”
- А ты ему: “Последний раз я сделал 2000 $ за месяц, как?».
- И продолжаешь: “Ну что, съел?”»
(Диалог участников одной из выставок, посвященной граффити, Нью-Йорк, 1983)
Выставка «POST-GRAFFITI», прошедшая в SIDNEY JANIS GALLERY в 1983-м, в какой-то степени раскрывает все эти комбинации, правила и проблематику, одновременно с этим подчеркивая своим названием новое явление или скорее форму, в которую граффити начало трансформироваться в контексте событий того времени (институционализация, кампании анти-граффити). Эта форма, застолбившая за собой термин «пост-граффити» зачастую воспринимается лишь в контексте художественной системы современного искусства и в большей степени ассоциируется с такими небезызвестными художниками, как Жан-Мишель Баския (1960-1988) и Кейт Харинг (1958-1990), но, однако, именно она и стала той переходной формой между граффити и уличным искусством.
Уличное искусство в галерее и фестивальные программы
На протяжении 90-х выставки, посвященные граффити, происходят повсеместно, и не только в Нью-Йорке, но и в ряде европейских городов. Однако, наибольшим интересом к граффити и уличному искусству со стороны галерей ознаменовывается период начала нулевых, в которые организовывается целый ряд знаковых и системных проектов, в числе которых и несколько выставок, инициированных самими художниками. Одним из подобных, наиболее масштабных проектов, стала серия экспозиций Urban Discipline, проходящих в Гамбурге с 2000 по 2002 год. Являясь организаторами и одновременно участниками проекта, немецкие граффити-пионеры и представители команды «Getting Up», тем самым, сыграли важную коммуникационную роль в интеграции стрит-арт практик в контекст современного искусства еще на начальном этапе.
Другим, не менее важным выставочным проектом, стала экспозиция Graffiti Basics, прошедшая в 2006 году в Бруклинском музее современного искусства. На выставке были представлены объекты из коллекции одного из первых коллекционеров и арт-дилеров граффити — Сиднея Джениса (1896–1989), наследники которого в 1999 году пожертвовали в фонд музея порядка 50 работ граффити-райтеров «первой волны». 11 из них и были представлены публике. В их числе произведения Мишеля Трейси (TRACY 186, род. 1958), Квема Монро (BEAR 167, 1960/1961–1984), Мелвина Семюелса (NOC 167, род. 1961), и Сандры Фабары (Lady P5n2).
Кроме этого, к середине нулевых некоторые из европейских арт-галерей избирают своим основным профилем экспонирование и коллекционирование работ уличных художников. Одними из наиболее известных подобных галерей являются: «Magda Danysz Gallery» (Париж, Франция), «Speerstra» (Бурсинс, Швейцария), «Vicious Gallery» (Гамбург, Германия), «Taxie Gallery» (Париж, Франция) и «Lazardies» (Лондон, Великобритания). Художниками, чьи персональные выставки организовываются в подобных профильных галереях, являются как пионеры граффити, так и состоявшиеся уличные художники: Шепард Фейри (OBEY, род. 1970), Space Invader (род. 1969), Бэнкси (род. 1974), Blek le Rat (род. 1952), JonOne (род. 1963) и Futura2000.
Во многих из этих галерей уличное искусство экспонируется и по сей день, что говорит о том, что стрит-арт не теряет актуальность и приобретает все большую ценность на арт-рынке. Все чаще происходит и обнародование частных коллекций — одними из ярких примеров являются выставки, организованные Риком Райнкингом (род. 1976), немецким арт-дилером, коллекционером и куратором из Гамбурга. Рик имеет впечатляющую коллекцию современного искусства, где почетное место уделяется и стрит-арту, которому с 2005-го по 2010-й он посвятил более десятка выставок, прежде всего, основанных на собранных им арт-объектах. Среди них не только экспозиции, представленные в частных коммерческих галереях, но и проекты, участвующие в международных арт-ярмарках (Schon Vergeben — Collection Rik Reinking, Art Cologne, Кёльн, 2005), а также музейные экспозиции (Urban Art — Works from Reinking Collection, Neues Museum Weserburg, Бремен, 2009).
Однако независимо от того насколько внимательно и бережно к вопросу экспонирования уличного искусства и граффити подходят кураторы и коллекционеры, так или иначе, система, действующая по принципам арт-рынка, диктует свои правила. И зачастую, загоняя граффити в рамки холста, как арт-объекта, многие из этих правил сводятся к удобству продажи и коллекционирования, но совсем не приемлемы для столь контекстуального вида искусства, как граффити и стрит-арт.
«Отдельно от городского контекста и способов контакта
с уличным произведением, перемещаясь в галерею,
оно становится не более чем графикой или живописью,
оцененной по установленным критериям арт-рынка,
которые, как правило, не обязательно соотносятся
с самой сутью граффити»
— Нильс Джокел, 2002
В отличие от множества выставочных проектов, где этический вопрос переноса уличного произведения в галерею стоит ребром, наиболее уместным для экспонирования стрит-арта видится формат городского фестиваля, позволяющего не меняя контекста и смысла этого вида искусства, создавать объекты абсолютно разного масштаба в реальной урбанизированной среде. Возможно, именно по этой причине, как альтернатива галерейным экспозициям, формат фестивалей получает свое бурное развитие далее, в нулевые. Это, в свою очередь, определяет и новые отношения между уличными художниками и городом, представителями которого все чаще выступают администрация и девелоперы (впоследствии занимающие ведущую роль в процессах капитализации этой городской среды).
Так, например, одной из самых первых и долгих попыток выстраивания подобных отношений является фестивальная программа норвежского проекта Nuart, функционирующего в городе Ставангер ежегодно уже на протяжении 15 лет. Представив произведения десятков наиболее именитых уличных художников, фестиваль включает в себя не только традиционную программу по монументальной росписи фасадов зданий и инсталлированию временных объектов на площадях, но и масштабную выставочную экспозицию, а последние несколько лет и такую дискуссионную панель как «Nuart Plus», сфокусированную на рефлексии и критическом осмыслении уличного искусства.
Другой не менее глобальный проект — Backjumps, существует на протяжении уже 20 лет, — изначально в формате периодического печатного издания, а позднее в качестве фестиваля и выставки, которые проводятся в Берлине ежегодно с 2003-го и именуются как The Live Issue — «Живое издание», где город в переносном смысле этого слова становится граффити-журналом. На протяжении последних 12 лет участникам этого фестиваля предлагается создавать на стенах Берлина новый номер Backjumps так, чтобы любой, кто живет или посещает этот город, мог видеть всю полноту культуры граффити и стрит-арта. Выставочный же проект претендует, прежде всего, на обнародование многолетнего архива, который представляет собой впечатляющую и уникальную подборку материалов абсолютно разного рода: от почтовых писем и эскизов до холстов, объектов и фото, видеодокументационных материалов.
Среди проектов фестивального характера интересны и другие берлинские проекты, такие как, например, «Planet Process» и «City of Names», организованные в середине нулевых тоже непосредственно в городском пространстве. Организаторы, тем самым, старались не просто представить различные техники и проекты в области стрит-арта и граффити, но и сменить фокус с настенной живописи на пространственные композиции и инсталляции.
Некоторые из объектов этих фестивалей можно увидеть и в современном Берлине, который, сегодня, пожалуй, является наиболее насыщенным в плане уличного искусства и который, вполне можно назвать этим громким и столь популистским словосочетанием «столица стрит-арта». Дату ее основания вполне можно соотнести с моментом возведения той самой Берлинской стены, буквально разрезавшей город на две независимые части, западная часть которой стала площадкой политического высказывания в 80-е. Правда, стена, точнее ее оставшиеся фрагменты, сегодня позиционируются как «арт-галерея» (East Side Gallery), тем самым напоминая зрителю о том, что настоящее искусство может быть только в галерее и нигде иначе.
Изображения: «Википедия» 1, 2, 3
Источник